Журнал "Эксперимент и инновации в школе" №3 (2011) |
В номереТеория инновационной и экспериментальной деятельностиЛагутина Е.Е., Сидорова Н.В. Маркетинговое исследование потребителей как основа успешной деятельности образовательного учреждения в сфере дополнительных платных образовательных услуг Автор рассматривает актуальность и целесообразность применения маркетинга и, в частности, маркетинговых исследований в работе образовательных учреждений в целом и на примере МОУ СОШ № 134 г. Екатеринбурга.. Яковлева Г. В. Содержание и организация инновационной деятельности в современном дошкольном образовательном учреждении. В статье освещается проблема содержания и организации инновационной деятельности в современных условиях функционирования дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). Предложены подходы к отбору содержания и форм организации инновационной деятельности, показаны модель инновационной деятельности и модель управления инновационными структурными подразделениями. Инновации в школеАпухтина Л.М. Роль уроков литературы в формировании ключевых компетенций учащихся. В статье представлены возможности раскрытия индивидуальных творческих способностей учащихся, формирования их ключевых креативных компетенций, создания ситуации успеха для каждого ученика, выстраивания атмосферы творчества и сотворчества на уроках литературы. Бухтенкова И.С. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся В данной статье раскрываются особенности организации проектно – исследовательской деятельности учащихся в школе, рассказывается о влиянии проектно-исследовательской деятельности на развитие ключевых компетенций учащихся и профессиональный рост педагогов. Макарова Е.И. Роль школьной библиотеки в формировании информационной грамотности школьника В данной статье раскрывается роль школьной библиотеки в формировании информационной грамотности школьника, особенности проведения библиотечных занятий с применением технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Соколова Н.П. Интеграция основного и дополнительного образования на примере немецкого языка в 6-х – 8-х классах В данной статье раскрываются возможности раскрытия творческого потенциала школьников, преодоления ими затруднений в языковом самовыражении. Лопатко Т.Н. Активизация субъективного опыта школьников Автор данной статьи обращает внимание на способы активизации субъективного опыта школьников. Описывает опыт работы учителей русского языка и литературы лицея. Алёхина И.А. Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников. Статья посвящена организации групповой работы в начальной школе. Автор рассказывает об основной цели групповой работы – развитию мышления учащихся, дает практические советы по ее организации, а также предупреждает читателя о типичных ошибках, которые могут допускаться при организации групповой работы с младшими школьниками.
Эксперимент в школеХомякова Н.С. Возможности влияния СМИ на воспитание и социализацию школьника. В статье рассматриваются проблемы, связанные с влиянием СМИ на формирование мнения, образа жизни, моды и стандартов потребления подростков, возможности снижения негативного влияния, использования потенциала СМИ в воспитании и социализации подростков. Пастухова Е.В., Нежурина Н.Ю. Английский клуб для родителей В данной статье раскрываются возможности организации эффективного взаимодействия участников образовательного процесса: педагогов, родителей, учащихся, позволяющие повысить мотивацию детей к изучению английского языка. Исмаилова З.А. Роль организации эффективного взаимодействия учителей и родителей в создании успешного учебно-воспитательного процесса В статье рассматривается один из путей решения проблемы преемственности между начальной и средней школой и создание психолого-педагогических условий успешности учебно-воспитательного процесса через организацию эффективного взаимодействия между педагогами и родителями. Дьячковский М.В., Варламова А.И. Семейные союзы как форма общественного управления образованием Авторы рассказывают о традициях якутского народа по формированию семейных союзов – объединению семей по родственным связям. Раскрывается значимость сохранения культурного наследия народа Саха. Рассказывается об опыте школы, которая является экспериментальной площадкой по проблеме «Потенциал ОУ – основа развития социальной активности семейных союзов». Представляется проект «Виртуальный музей семейных союзов». Обсуждаем ФГОС второго поколенияКовылева Ю.Э. Задания, направленные на развитие ключевых компетенций учащихся в курсе химии В статье показана возможность достижения метапредметных и личностных результатов освоения учащимися образовательной программы, развития ключевых компетенций учащихся, через подбор и построение учебного содержания. Жаркая М.А. Построение урока информатики с применением когнитивной образовательной технологии Автор делится опытом построения урока информатики на основе когнитивной образовательной технологии, раскрывает применяемые входные диагностики: задания с выбором ответа (множественный выбор, альтернативный выбор); со свободным вводом ответа; на восстановление последовательности слов в определении понятия; на установление соответствия; на знание видов связей между понятиями и умение их обнаруживать (круги «Эйлера»); по аналогии; на вставку ключевых слов; исключение лишнего понятия; идентификация. Показывает организацию учебной деятельности, при которой каждый из учеников в классе был активно задействован в учебном процессе. Урок дал возможность проявить всем учащимся свои способности, навыки и знания и быть максимально успешными на своём уровне. Никитина Е.А. Взаимодействие детского сада и начальной школы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников и младших школьников В статье автор определяет необходимость взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и начальной школы с целью формирования у учащихся здорового образа жизни и раскрывает пути решения поставленной задачи. Никифорова Ф.В. Развитие и формирование мотивации учения Автор раскрывает особенности развития и формирования мотивации в учебно-познавательной деятельности, приемы и методы формирования мотивации как на на отдельных этапах урока, так и при совместной учебной деятельности. Белякова Е. Г. Проектирование смыслоориентированного урока В работе рассматриваются возможности проектирования смыслоориентированного урока. Определены основные принципы построения урока, его структурно-содержательные и процессуальные характеристики. Кабинет практического психологаКудрикова Д.Н., Узянова И.М. Психологическое сопровождение реализации введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения В данной статье автор рассматривает особенности психологического сопровождения введения ФГОС второго поколения. Основой системы психологического сопровождения автор выделяет единство требований, предъявляемых к ребенку в школе, семье, обществе. Эффективность деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования определяется в зависимости от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы, взаимодействия с административным звеном. Панова В.М. Раскрытие творческого потенциала учащихся средствами искусства В данной статье рассматривается возможность организации пространства творческой деятельности учащихся, эффективного развития их творческих способностей, реализации креативного потенциала, создания ситуации успеха для каждого ученика. Мастер-классНовикова Н.И. Социализация школьников средствами театральной педагогики В статье рассматриваются возможности школьного театра для воспитания, обучения, социализации школьников в различные возрастные периоды, обретения ими способов деятельностного освоения (понимания, вживания) мирового отечественного и зарубежного опыта культуры. Середа О.А. Тема урока: «Всё в твоих руках» Урок посвящен проблеме недостаточной информативности учащихся о ВИЧ/СПИД инфекциях. Автор предлагает сценарий урока в форме игры. Субоч Р.И. Урок внеклассного чтения: «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» В статье рассказывается об использовании современных технологий в целях повышения качества филологического образования в школе. Автор предлагает свой вариант прочтения художественного произведения и подробно описывает ход урока. Карамчакова С.А. КВН на уроках английского языка Автор статьи показывает как с помощью игровой формы урока: «Клуб веселых и находчивых» (КВН), можно привить интерес учащихся к изучению английского языка. Бондарец А.М. Проектная деятельность – запуск механизма развития личности ребёнка Автор делится опытом организации проектной деятельности на уроках чтения во 2 классе и во внеурочной деятельности, в котором учитель становится инициатором интересных начинаний, организатором, управленцем. |