Инновации и эксперимент в образовании

Тренинг для педагогов «Профилактика эмоционального выгорания» PDF Печать E-mail
Добавил(а) Селюкова М.А.   

Журнал "Эксперимент и инновации в школе" № 2/2012

Раздел: Кабинет школьного психолога, стр.35-39

Селюкова Маргарита Алексеевна
Педагог-психолог
ГБОУ центр образования №641 имени С. Есенина
г. Москва
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Синдром выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте.

Реальная педагогическая практика показывает, что сегодня довольно четко прослеживается факт потери интереса к ученику как к личности, неприятие его таким, какой он есть, упрощение эмоциональной стороны профессионального общения. Многие педагоги отмечают у себя наличие психических состояний, дестабилизирующих профессиональную деятельность (тревожность, уныние, подавленность, апатия, разочарование, хроническая усталость). Все это обусловило выбор направления работы с педагогами по профилактике эмоционального выгорания.

Тренинг проводится в течение двух с половиной часов с группой наполняемостью 10-15 человек в довольно просторном помещении. Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по залу при выполнении упражнение в подгруппах.

Цели: Профилактика психологического здоровья педагогов.

Ознакомление педагогов с приемами саморегуляции.

Задачи:

1. Снижение уровня эмоционального выгорания учителей.

2. Планирование посредством «мозгового штурма» мероприятий по профилактике эмоционального выгорания.

3. Повышение уровня сплоченности педагогического коллектива.

Тренинг состоит из трёх частей. Первая (вводная) направлена на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга. Вторая (основная) направлена на поиск возможностей и мероприятий в работе педколлектива для снижения эмоционального напряжения. Третья (заключительная) – на знакомство с методами быстрого снятия эмоционального и физического напряжения, дыхательной и звуковой гимнастикой.

 

Содержание тренинга:

Звучит музыка. Участники тренинга заходят в зал, садятся в круг. Пока собираются все участники, на проекторе идёт слайд-шоу картин «Фэнтэзи-Dali».

1. Приветствие. Я рада, что в каникулярное время мы можем встретиться, немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и самое главное, что-то сделать с целью профилактики эмоционального выгорания.

2. Психогимнастическое упражнение «Приветствие» [7].

Цель упражнения: Включение в работу, снятие накопившегося напряжения, сплочение, создание группового доверия и принятия, интенсификация межличностного общения занимающихся.

Задание: И для начала я предлагаю вам выразить друг другу радость встречи. Сейчас мы все встанем и поздороваемся. Здороваться будем по-разному, кто как хочет. Придумайте свое приветствие, покажите его, а мы все потом его повторим.

Анализ: какое приветствие вам больше всего понравилось, что почувствовали?

 

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

II. Этап анализа идей.

Основной задачей является глубокая обработка, шлифовка высказанных предложений.

Правила это этапа:

Самая лучшая идея – та, которую вы рассматриваете сейчас. Анализируйте её так, как будто других идей нет вообще. Указанное правило подразумевает предельно внимательное отношение к каждой идее. Хотя критика уже не возбраняется, но она не должна быть огульной.

Необходимо найти рациональное зерно в каждой идее. Это означает, что нужно сосредоточиться на поиске конструктива в любой, даже кажущейся ерундовой идее.

Отбрасывать идеи нельзя.

Время выполнения – тоже тридцать минут, иногда требуется больше времени. При необходимости участники дописывают на карточках свои мысли, развивающие высказанную идею.

III. Этап поиска возможностей реализации.

Самые хорошие идеи так и останутся идеями, если не будут продуманы шаги по их внедрению. Я предлагаю просмотреть снова все предложения с точки зрения их соответствия двум критериям – оригинальности и возможности реализации.

Каждая карточка с идеей должна быть помечена значками двух типов:

+ + - очень хорошая, оригинальная идея;

+ - неплохая идея;

0 - не удалось найти конструктива.

А, кроме того:

PP - реально реализовать;

ТР - трудно реализовать;

НР - нереально реализовать.

Разумеется, возможны самые разные сочетания этих значков. Ведь идея может быть блестящей, яркой, необычной, но возможностей для её реализации в данный момент просто нет.

Время, отводимое на этот этап, - двадцать минут.

IV. Завершающий этап.

Мы преступаем к завершающему этапу «Мозгового штурма». Собираемся все в общий круг. Я предлагаю представителю каждой группы сделать сообщение об итогах своей работы. Вам нужно рассказать о тех идеях, которые получили либо два «плюса», либо значок «РР», либо оба эти значка.

Полученные в процессе довольно длительной работы, «выстраданные»,

результаты, имеют большое значение. Поэтому представляется целесообразно результаты «мозгового штурма» оформить самые лучшие идеи и представить их в виде рекомендаций для педагогов. Идеи со значком «РР» (реально реализовать) должны быть включены в план работы школы на следующий год.

Зачитанные карточки собираются в конверт с надписью «Планирование мероприятий по профилактике эмоционального выгорания». (Пример результатов «мозгового штурма» указан в приложении).

Вы очень плодотворно поработали, а сейчас отдохнём и поиграем.

6. Упражнение «Клубок».

Участники встают в шеренгу и берут друг друга за руки, затем первый начинает закручиваться вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки.

7. «Метод быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения» [9]

Цель: Осознание, нахождение и снятие мышечных зажимов; определение и снятие излишнего напряжения.

Я предлагаю Вам сейчас заняться «Методом быстрого снятия сильного эмоционального и физического напряжения». Этот метод включает в себя серию упражнений по произвольному напряжению и расслаблению основных мышечных групп. Характерной чертой каждого упражнения является чередование сильного мышечного напряжения и следующего за ним расслабления.

С целью снятия психоэмоционального напряжения и самостоятельного освоения приемов саморегуляции можно выполнить ряд упражнений, таких как «Муха», «Лимон», «Сосулька».

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

 

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала.

А напечатаем мы фразу: «Здоровье — дороже золота» Уильям Шекспир.

10. Рефлексия

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Каждый участник группы должен завершить фразу: “Мне сегодня...”

Оправдались ли Ваши ожидания?

Подведение итогов занятия.

Хорошего всем дня!

Каждый участник в конце тренинга получил набор упражнений из книги Самоукиной Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения. М., Новая школа , 1995.

Приложение

Рекомендации по профилактике «Эмоционального выгорания педагогов. Что делать?»

Алгоритм индивидуальной работы

Взаимоподдержка.

 

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Что- то выглядело с определённой долей юмора, но в каждой шутке есть и рациональное зерно. Результаты «мозгового штурма» были в короткое время опубликованы на больших листах ватмана и вывешены на ознакомление в учительской комнате. Директор школы Голоднова Лариса Васильевна сделала пометку на полях этого плаката: «Прочитала! Как похожи наши ожидания и стремления. Думаю! Но с помощью вас!» Наблюдая, как реагировали учителя на этот плакат в учительской, первое, что они читали, это были именно эти слова, написанные от руки. И чувствовалось единение и общий дух коллектива.

Это предполагает и дальнейшие действия всего коллектива при планировании работы на новый учебный год. Уже сейчас планируется кабинет педагога-психолога оформить как комнату психологической разгрузки, в ближайшее время будут приобретены массажное и релаксационное оборудование.

Идеи участников тренинга по профилактике эмоционального выгорания предполагают дальнейшее использование рекомендаций в обсуждении и планировании стратегии школы.

Литература

1. Аминов Н.А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей. // Вопросы психологии. -1988.- N 5.

2. Андреева И. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народное образование. -2006. - № 2.

3. Берн Эрик Трансактный анализ в психотерапии. Системная индивидуальная и социальная психотерапия. Пер. с англ. — М.: Академический Проект, 2006.

4. Вачков И.В. Групповые методы работы школьного психолога: учебно-методическое пособие. – М.: Ось-89, 2009.

5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.

6. Леонова, А. Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса: учебное пособие // Вестник МГУ, Сер. 14 «Психология», 2000, № 3.

7. Психогимнастика в тренинге. Серия: Психологический тренинг. Под редакцией Хрящевой Н.Ю.- СПб.: Речь, Институт Тренинга, 2001.

8. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения. М., Новая школа , 1995.

9. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2005.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Инновации и эксперимент в образовании

Работы победителей конкурса "2013 год - год России в Нидерландах и Нидерландов в России"

n1.jpg