Инновации и эксперимент в образовании


Автор: Чернышева Е.Г.

Автор статьи обосновывает точку зрения, что в воспитании и духовном становлении личности учащихся большую роль играет культурно – образовательная программа.На примере праздника лицеиста участники погружаются в историческую эпоху балов как обязательный элемент деловой культуры, элемент, сопутствующий, а иногда, напрямую реализующий успех всяких начинаний. Проведение балов в лицее имеет цель пробудить интерес к культуре прошлого, русской классической литературе, возродить лучшие формы общественной жизни, способствующие повышению общей культуры личности.

Журнал: "Эксперимент и инновации в школе" №2/2011
Раздел: Инновации в школе, стр.15-18

Чернышева Е.Г.
заместитель директора по воспитательной работе
МАОУ лицей № 110 им. Л.К.Гришиной
г. Екатеринбург

Бал? Конечно, бал

Как при помощи бала, мы сможем решить в комплексе задачи образования и воспитания лицеистов в процессе их собственной деятельности?

Большая роль в воспитании, духовном становлении личности учащихся, привитии любви к малой Родине отводится в лицее культурно – образовательной программе, которая создавалась как практическое продолжение курсов «Мировая художественная культура» и «Художественная культура Урала». В основе её – программа З.М.Ковалевской учителя Мировой художественной культуры. Основная цель программы: создание условий для освоения историко – художественного пространства Уральского региона и России в непосредственном соприкосновении с объектами исторической, художественной культуры. В рамках нашей культурно - образовательной программы (КОП) сложилась система работы, в которую сегодня вовлечены все участники образовательного процесса: экскурсии, музейные уроки, гостиные и театрализованные отчёты, выставки рисунков, фотографий, видеофильмы или слайдфильмы.

Результаты этой деятельности оценили родители и классные руководители классов, заметили и сами дети: это сплочение классного коллектива, расширение кругозора, пробуждение творческих способностей. Традиционно обо всём печатается в лицейской газете «Обычные дела», выпускаются отдельные сборники, например: «Размышления о Москве», «Петербург», «Верхотурские эскизы» и другие.

Для того чтобы классные руководители и учителя – предметники могли расширять метапредметные связи, появилось новое направление в реализации КОП - выездные образовательные семинары. Тобольск, Казань, Елабуга, Киров, Санкт – Петербург, вот неполный перечень тех городов, где проходили наши образовательные семинары. Среди наших партнёров Санкт-Петербургский Центр культурно-образовательных инициатив «СРЕДА» (директор Голованов Г.Н.), Музей истории Екатеринбурга, Областной краеведческий музей и музеи Литературного квартала нашего города. Сегодня культурно – образовательная программа – это одна из традиций лицея.

Лицейские традиции – это, прежде всего обычаи, которые оберегаются и поддерживаются коллективом, передаются от одного поколения учащихся к другому. Эмоциональное воздействие традиций усиливается благодаря тому, что они увлекают не только своим содержанием, но и оригинальной формой, тем, что отличает наше заведение от других.{mosregread}

Традиции составляют основу стиля лицея, а стиль создается не сразу. Каждая традиция имеет свою историю. Если молодая, вновь возникшая традиция, на первых порах не очень привлекательна со стороны формы, то в дальнейшем, с течением времени, она обязательно накопит такие черты, которые обогатят и украсят её.

Одним направлений культурно – образовательной программы лицея № 110 им. Л.К.Гришиной является Лицейский праздник, посвящённый дню рождения нашего образовательного учреждения. Многие годы на театральных сценах города разворачивались спектакли с участием учащихся, учителей и родителей. В рамках проведения Года учителя администрацией лицея был реализован культурно-образовательный проект для педагогов «Мой Санкт-Петербург». Проект разработан в соответствие с основными положениями инновационной программы развития «Открытая школа». Руководство проектом осуществляла Виноградова И.Ю., директор лицея, заслуженный учитель России. В августе 2010 г. коллектив учителей побывал в Санкт – Петербурге. И именно тогда возникла идея провести День лицея несколько иначе. Так появился проект «День лицея в лицее». В основу событий этого дня легли моменты жизни лицеистов Императорского Царскосельского лицея, их главная цель «Для общего блага…». Было решено провести уроки по расписанию Царскосельского Императорского лицея, творческие салоны, а завершить день настоящим балом. Почему же именно балом? Чтобы сделать этот день незабываемым, подчеркнуть его важность. В XIX веке бал – это не только танцевальный вечер, это форма светской жизни, место непринуждённого общения, отдыха. Бал это не только танцевально-игровое мероприятие. На балах могут происходить нужные деловые знакомства, совершаться финансовые сделки, решаться деловые проблемы. Именно во время бала раскрываются истинные качества партнеров, их общий культурный уровень. В итоге, бал можно рассматривать как обязательный элемент деловой культуры, элемент, сопутствующий, а иногда, напрямую реализующий успех всяких начинаний. Проведение балов в лицее имеет цель пробудить интерес к культуре прошлого, русской классической литературе, возродить лучшие формы общественной жизни, способствующие повышение общей культуры личности.

19 октября стал особым днём для каждого в лицее, днём одновременно волнительным, торжественным и ответственным, днём, когда чувство гордости за то, что ты лицеист, обостряется в десятки раз, ведь именно 19 октября обозначен в календаре знаменательных дат как день лицеиста, а значит – это наш день.

День, когда появилась возможность ощутить причастность к тому далекому времени, открытия Царскосельского Императорского лицея, познакомится с условиями и традициями, посетить уроки словесности и риторики, естественных наук, рисования, увидеть Пушкина, попробовать свои возможности в сложении стихов на русском и французском языках, продемонстрировать познания моды той эпохи, надев наряды 19 века. Накануне в театральных лавках, театрах, салонах был ажиотаж - все костюмы, аксессуары 19 века были взяты в аренду, купить веер или перчатки не представлялось возможным.{/mosregread}

Всё было необычно: учителя, родители и ребята, фланирующие по коридорам лицея в костюмах пушкинского времени, творческие салоны, которые подготовили и провели учителя при поддержке лицеистов и родителей. Этим состоянием «погружения в эпоху» был насыщен весь день. Когда начали съезжаться гости на балы в Музей истории Екатеринбурга, зрелище было завораживающее: дамы в бальных платьях, кавалеры во фраках, мундирах того времени. Всё на балах было как тогда, в 19 веке: визитка, по которой распорядители представляли гостей Хозяину и Хозяйке бала, музыка того времени, салоны, где можно было узнать свою судьбу, научиться танцевать «Польку – тройку», повторить бальный этикет, «порыбачить», заняться рифмованием в салоне «Буриме», сфотографироваться на память в Фотографическом салоне. Для всех нашлись интересные занятия, которые проводили сотрудники музея. И все смотрели друг на друга и не узнавали себя, своих друзей, учителей, родителей. Для постижения "танцевальной науки" активно знакомились с различными видами искусства: музыкой, чтобы лучше чувствовать характер танца и точно попадать "в каданс", изобразительным искусством, чтобы представлять себе, как выглядят благородные позы. Если танцевальные композиции начальной школы и среднего звена были полны торжественности, некой церемонности, то танцы старших лицеистов были полны романтичности, нежности и, я бы сказала, ностальгии по тому времени, когда можно было быть такими как сегодня.

«Я всю жизнь ждала такого бала!» - это слова одной из участниц бала. «Пришлось перерыть весь Интернет, чтобы узнать какие перчатки тогда носили, как держать веер!». «Мне очень понравился этот день! Я почувствовала себя принцессой 19 века! Мне было приятно танцевать на балу!» «Сегодня день был на 5 с +, но давил корсет! Было интересно и весело!». «Этот день был прекрасный! Очень хотелось стать лицеистом 19 века!». «19 век гораздо лучше 21 века!». « 19 октября – это незабываемый день! И я его буду помнить!!!»  День 19 октября прошел празднично и торжественно, царила особая атмосфера, будто мы все вернулись в то далекое прошлое: время верных рыцарей и прекрасных дам, время светских раутов и изящных манер,время великих поэтов и ученых.

Когда закончились балы, никто не торопился разъезжаться, хотелось остановить время, задержаться в бальной зале библиотеки Тихоцкой, ещё и ещё раз пройтись в торжественном Полонезе, станцевать Польку, погадать – каким он будет, следующий бал? А то, что он будет – никто не сомневался. Поэтому время до 15 января 2011 года пролетело незаметно – шла подготовка к балу – маскараду. 280 участников Пушкинских балов в октябре задавали тон. Заявки на участие в рождественском бале «Зимняя сказка» подали 750 учащихся и их родителей. Форма участия в этот раз была разная: новый танец, постановка «живой картины», музыкальные номера. Лицей читал, «рыскал» в Интернете, ходил в музеи города на практические занятия по бальному этикету, танцевал. В это же время ребята – лидеры Лицейской думы, под руководством работников музея истории Екатеринбурга разучивали танцы той эпохи, для того, чтобы во время бала научить танцевать гостей. С благословения ректора Горного университета Косарева Н.П., 15 января 2011 года великолепный Царский зал университета, украшенный к балу, с огромной живой ёлкой, принимал гостей. Их встречали распорядители (ребята Лицейской думы), провожали по мраморной лестнице в зал, где уже начинались бальные игры. После открытия бала торжественным Полонезом, ребята демонстрировали своё танцевальное искусство: «Венский вальс» сменил «Полонез», «Па – де - грас» и снова «Вальс». Дни репетиций не прошли даром, танцевали дети с родителями, учителя с ребятами. Для начальной школы прошло 2 бала с элементами театрализации: Снежная Королева (заместитель директора по воспитательной работе Чернышева Е.Г.) не хотела ярких красок, ей хотелось чего – то белого и пушистого, но не снега! Она задавали детям коварные вопросы по сказкам, бальному этикету. Все гости под руководством Сказочника (педагог – организатор Балуева Л.А.) успешно справились с капризами Королевы: их танцы, «живые картины» по сказкам Пушкина, современным сказкам, сольные номера, выступление бродячих циркачей и Факира растопили «ледяное» сердце и напоследок свершилось чудо: Королева из цилиндра Сказочника достала символ года – белого и пушистого Кролика! Восторгу ребят, родителей и учителей не было предела.

{mosregread}Одни гости уезжали, сожалея о завершении праздника, а другие уже сменяли их в предвкушении своего чуда.

У старшеклассников рождественский бал был самый настоящий, взрослый. Бальные платья девушек, мам и учителей, загадочно мерцающие взгляды из - под масок не оставили равнодушными юношей и их пап. «Полька – тройка» сменялась «Испанским вальсом», живая картина «Пиковая дама» - «Черным квадратом» Малевича в постановке родителей и маленьких сестрёнок и братишек ребят 10Б класса. Каждый номер, танец, «живая картина» сопровождались великолепным слайд – шоу. Родители 9Б класса организовали музыкальный салон, где все желающие могли спеть свой любимый романс. Гадалки в «Гадальном салоне» (специалисты музея истории Екатеринбурга) предсказывали судьбу, фотограф запечатлел памятные моменты в Фотосалоне. «Котильон», танец – игра, раззадорил всех, а «Гранд - галоп» поднял с мест даже тех, кто уже не мог танцевать от усталости. Лучшие поэты из Салона Буримэ получили свою порцию оваций (все стихи опубликованы в лицейской газете «Обычные дела»). И вот главный момент бала – выборы королевской пары. 6 пар претендентов танцуют «Вальс» и только пара из 9Б класса становится победителем. Их «коронует» Хозяйка бала и именно им, Анне и Артёму, предоставлено право быть Первой парой в заключительном Полонезе.

Выходя из зала, дети и родители задавали вопрос: «Когда следующий бал?» Конечно, говорить о балах всегда можно с восклицательным знаком. Лицей до сих пор живёт воспоминаниями о балах и ждёт следующих. Для меня же управленца, воспитателя, важен не только эмоциональный результат. Сегодня в лицее формируется новая традиция, востребованная всеми участниками образовательного процесса (280 участников в октябре и 750 в январе). Создан «банк» сценариев творческих салонов, уроков той эпохи, мультимедийных презентаций о Царскосельском лицее, «Моде пушкинского времени», «Бальном этикете», «Истории и традициях русских балов» и т.д. У ребят появился интерес к культуре прошлого, русской классической литературе. У родителей интерес к музейным урокам по этикету, совместному творчеству с детьми, желание помочь классному руководителю в подготовке к балам, возможность семейно участвовать в лицейских делах. Таким образом, Бал позволяет в комплексе решать задачи образования и воспитания лицеистов в процессе их собственной деятельности. И я думаю, что мы идём в ногу со временем, реализуя главные направления содержания воспитания в рамках ФГОС второго поколения:

  • целенаправленное формирование социального опыта подростка как основы его гражданской позиции; последовательное и учитывающее особенности возрастного развития освоение учащимися социокультурного опыта, накопленного в течение столетий многими поколениями и неразрывно связанного с духовными устоями, историей и культурой Родины;
  • целенаправленное формирование пространства самореализации подростка, для осуществления им самостоятельного выбора форм и видов деятельности, реализации его субъектной позиции, обеспечивающих эффективность подготовки его к общеличностному и профессиональному самоопределению, предоставление подростку образцов высокой нравственности, гражданственности, культуры, успешной самореализации в социальном творчестве.{/mosregread}

 

    Литература
  1. Афанасьева А.П., Стрыгина М.Н. Символизм сказок – возможность познания ценностно-смысловой сферы автора // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2008. – №3.
  2. Бойко Н.С. Классик-рок-оперетта в трех картинах. Жизнь и смерть клетки обыкновенной. // Эксперимент и инновации в школе. – 2008. – №2.
  3. Васильева Л.В., Сырцева Т.Э. Пушкинский бал // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2008. – №1.
  4. Дельгас Г.В., Фомина И.Н. Играя в театр, познаем мир // Эксперимент и инновации в школе. – 2008. – №3.
  5. Судакова К. и др. Пушкин и Тютчев: литературные свя- зи и эстетический диалог // Эксперимент и инновации в школе.–2009. – №3.

 

 
Инновации и эксперимент в образовании