Инновации и эксперимент в образовании


Автор: Тимофеева О.Ю.

Критерии результативности в эксперименте: применение методов математической статистики1

Статистические гипотезы

Статистический метод расчета определенного числа также обозначают и называют статистическим критерием. Статистический критерий – это решающее правило, обеспечивающее надежное поведение, то есть принятие истинной и отклонение ложной гипотезы с высокой вероятностью (Суходольский Г.В., 1972, С.291).

Когда мы говорим, что достоверность различий определялась по критерию χ2, то имеем в виду, что использовали метод χ2 для расчета определенного числа. Когда мы говорим, далее, что χ2= 12,676, то имеем в виду определенное число, рассчитанное по методу χ2. Это число обозначается как эмпирическое значение критерия.

По соотношению эмпирического и критического значений критерия мы можем судить о том, подтверждается ли или опровергается нулевая гипотеза. Например, если χ2эмп > χ2кр, Н0 отвергается. В большинстве случаев для того, чтобы мы признали различия значимыми, необходимо, чтобы эмпирическое значение критерия превышало критическое, хотя есть критерии (например, критерий Манна – Уитни или критерий знаков), в которых мы должны придерживаться противоположного правила. Правила для каждого критерия свои и оговариваются в руководстве метода.

Читать полностью  

Практическое применение непараметрического метода математической статистики – критерия хи-квадрата для прверки достоверности результатов эксперимента1

(на примере диссертации О.Ю. Тимофеевой)

В изложенном ниже примере по статистической достоверности результатов эксперимента из диссертационного исследования Тимофеевой О.Ю. «Организационно-педагогические условия формирования экологической культуры школьников (на примере изучения местной экологической ситуации)» по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования применен непараметрический метод математической статистики. Он рассматривался нами для проверки гипотезы 4-ого типа, т.е. гипотезы о принадлежности наблюдаемых двух выборок к одной и той же совокупности, имеющим различный закон распределения изучаемого свойства. Следует отметить, что «непараметрическим критерием» называется тот критерий, который не опирается на предположение о конкретном типе распределения генеральных совокупностей и не использует параметры этих совокупностей. Этот термин впервые введен И.Вольфовицем (1942). В отличие от параметрических критериев, непараметрические критерии можно применять и в тех случаях, когда результаты выборок измерены с помощью шкал наименований и порядка. Достоинством непараметрических критериев является относительная простота вычислительных процедур, связанных с практическим применением этих критериев.

Читать полностью  

(на примере «Памятники природы родного края» и «Изучение местной экологической ситуации»)

Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности - одна из вечных проблем педагогики. К ней обращаются психологи, педагоги, даже философы. В многочисленных статьях, разнообразных исследованиях, научных трактатах она обросла толкованиями, уточнениями, точками зрения, а со временем была обозначена как центральная педагогическая проблема. На сегодняшний день есть два пути активизации познавательной деятельности: экстенсивный и интенсивный. Причем оба они имеют одну и ту же конечную цель: воспитание образованной, нравственной, творческой, социально активной, способной к саморазвитию личности. Но подходы к достижению цели разные. Экстенсивный путь реализуется, прежде всего, через увеличение количества учебных дисциплин или, другими словами, увеличение объема знаний, сообщаемых ученикам. Интенсивный же путь основывается на формировании субъектной, личностно заинтересованной позиции учащегося, и это предполагает изменение самой структуры учебных программ и интенсификацию методов обучения (развивающее, личностно ориентированное обучение и т.д.) [1].

Читать полностью  

В настоящее время все больше педагогов-экспериментаторов обращаются к проблеме при менения методов математической статистики для проверки достоверности полученных результатов и репрезентативности в ходе собственной экспериментальной деятельности1 .

Цель данной статьи – помочь экспериментаторам не только математически обработать и подтвердить достоверность экспериментальных данных с помощью непараметрических методов математической статистики, но и разобраться в ее основополагающих вопросах.

Структура представленного пособия направлена на то, чтобы участник-экспериментатор: а) приобрел, пополнил и систематизировал, имеющиеся знания по теории статистического вывода, непосредственно базирующаяся на теории вероятностей, которая лежит в основе математической статистики; б) приобрел опыт применения ключевых понятий по непараметрическим методам математической статистики для анализа и проверки достоверности результатов по проведенному эксперименту.

Читать полностью  

Журнал предназначен для учителей, педагогов, воспитателей инновационных школ.

Журнал содержит рубрики:

  • Теория инновационной и экспериментальной деятельности;
  • Заочная школа педагога-исследователя;
  • Инновации в школе;
  • Эксперимент в школе;
  • Вопросы права в образовании;
  • Мастер-класс.

Приглашаются к сотрудничеству авторы. Читайте Условия публикации в журналах>>.

Как подписаться на печатные издания вы можите ознакомиться в рубрике Подписка. Индекс подписки (Роспечать): 71940

Читать полностью  

Журнал для учителей, педагогов, воспитателей инновационных школ .

Как подписаться на печатные издания вы можите ознакомиться в рубрике Подписка.

Читать полностью  

Журнал предназначен для учителей, педагогов, воспитателей инновационных школ.

Он содержит рубрики:

  • Теория инновационной и экспериментальной деятельности
  • Заочная школа педагога-исследователя
  • Инновации в школе
  • Вопросы права в образовании
  • Мастер-класс

Приглашаются к сотрудничеству авторы. Читайте подробнее Условия публикации в журналах>>.

О том, как подписаться на печатные издания, вы можите ознакомиться в рубрике Подписка. Индекс подписки (Роспечать): 71940

Читать полностью  

Журнал адресован педагогам и руководителям инновационных образовательных учреждений

Приглашаются к сотрудничеству авторы. Читайте подробнее  Условия публикации в журналах>>.

Как подписаться на печатные издания вы можите ознакомиться в рубрике Подписка. Индекс подписки (Роспечать): 71941

Читать полностью  
Инновации и эксперимент в образовании