Инновации и эксперимент в образовании


Автор: Пономарева Е.А.

Проверка школы... «как много в этом звуке». Самая доброжелательная, самая ожидаемая проверка - это нервы, стресс и т.п., как себя не уговаривай.

Читать полностью  

Что должен знать учитель, чтобы ученик овладел универсальными способами учебной деятельности?

Общение с учителями – победителями ПНП «Образование», изучение их конкурсных материалов, позволяют сказать, что одно из затруднений, с которыми столкнулись педагоги, – описание их практического опыта, а именно, нехватка теоретических знаний, чтобы доступно и понятно отразить на бумаге то, что так логично и дидактически грамотно они делают на уроках.

Помимо переосмысления своей профессиональной деятельности им понадобилось осознать, каким арсеналом педагогических средств они владеют, когда и почему применяют те или иные методы, приемы, технологии, иными словами, ответить на вопрос: «За счет чего достигается качество их работы?»

В рамках данной статьи автор хочет напомнить учителям некоторые основы теоретических знаний, которые могут быть им полезны для описания их педагогического опыта, написания методических разработок, статей и т.п.

Читать полностью  

Главное пространство, в котором протекает деятельность учителя в школе – это урок во всех его проявлениях. Пространство урока – это сцена, на которой можно пережить минуты триумфа и горечь поражений; оно всегда заполнено деятельностью учителя и учеников.

С каких позиций надо анализировать уроки учителей, работающих в инновационном поле?

Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель кругозора, эрудиции.

В.А. Сухомлинский

Сегодня мы можем констатировать, что в значительной части российских школ идут параллельно, как минимум, два процесса: процесс функционирования и процесс развития. Развивающаяся школа, работающая в инновационном режиме, значительно отличается от школ, целью которых является стабильное поддержание какого-то совершенно определенного сложившегося годами порядка функционирования.

Читать полностью  

Коллектив нашего образовательного учреждения уже достаточно давно осознал необходимость активного развития гимназии, а самое главное, понял, что начинать надо с себя, с учителя. В гимназии накоплен интересный опыт инновационной деятельности, которым мы охотно делимся с коллегами. В этом учебном году мы начали эксперимент, тема которого «Образовательная среда как совокупность педагогических условий, способствующих накоплению педагогами и учащимися диалогического опыта».

Читать полностью  

«Чему учить педагогов ?» и «Как учить ?»

Передается не опыт, а идея.
Мысль, выведенная из опыта.

К.Д. Ушинский

Всегда говорили, и это положение педагогики осталось неизменным: система образования выполняет заказ общества на образовательные услуги. В современной трактовке этот заказ выглядит так: (из доклада Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе») «..развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание».

Из этого требования можно сделать цепочку следующих выводов.

Вывод 1. Если меняется общество, то правомерно предположить, что меняется и его заказ системе образования, выраженный в целях и задачах.

Вывод 2. Если меняется заказ системе образования, то должна измениться и сама образовательная система, чтобы выполнить этот заказ.

Вывод 3. Изменения, которые происходят в образовательной системе, непосредственно реализуют учителя, следовательно, они тоже должны измениться, чтобы соответствовать новым требованиям, предъявляемым обществом к системе образования.

В связи с этим возникает вопрос: «Какие изменения должны произойти в учителе? Эти изменения должны затрагивать только профессиональные качества учителя или личностные тоже?»

Читать полностью  

Журнал для педагогов и руководителей инновационных образовательных учреждений

В номере:

Теория инновационной деятельности

Кузнецов А.А. Школы обяжут заниматься внеурочной работой

С 1 сентября 2010 года начальная школа будет учить первоклассников по новому стандарту. С какими сложностями столкнутся школы при переходе на стандарт нового поколения, РИА Новости рассказал вице-президент Российской академии образования (РАО) Александр Кузнецов.

Новиков А.М. Что такое обучение?

В статье выявляются особенности процесса обучения; даются классификации знаний, умений; раскрывается сущность понятий, характеризующих развитие опыта личности. Автор продолжает публикацию на тему, что такое воспитание, представленную в журнале «Эксперимент и инновации в школе №2 /2010».

Ахметов М.А, Мусенова Э.А. Техники управления учебной деятельностью учащихся

Авторы рассматривают техники управления учебной деятельностью учащимися, предлагая свое авторское видение, основывающееся на теоретических позициях предшественников.

Мыскин С.В., Cазонова С.Д. и др. Формирование системы мотивации учительского труда

Авторы статьи обращают внимание на способы и условия развития системы мотивации учителей, влияющие на формирование у них ключевых компетентностей, предлагают использовать свою модель системы мотивации учительского труда.

Чернушевич В.А. Деятельностная тематизация учебных содержаний как принцип реализации деятельностного подхода в обучении

В статье автор рассматривает позиции представителей Московской психолого-педагогической школы, уделяет особое внимание принципу реализации деятельностного подхода в обучении студентов факультета юридической психологии МГППУ, предлагает способ формулирования учебных содержаний при деятельностно-исследовательской их трактовке.

Инновации в образовательных учреждениях

Шустова Л.П. Проблема формирования толерантности старшеклассников на основе гендерного подхода в образовании

Автор обращает внимание на важность формирования гендерной толерантности у юношей и девушек на пороге вступления их во взрослую жизнь, предлагает модель и программу ее формирования у старшеклассников.

Фалькова Т.А. Внедрение гендерного подхода в педагогический процесс

В статье рассматриваются основные подходы к организации методической работы в детском саду на основе гендер- ного подхода. Раскрываются пути формирования у дошкольников гендерных представлений.

Велиева И.В. Гендерная диагностика в условиях детского сада

Автор предлагает практический материал для определения гендерной типологии и выявления индивидуальных психо- динамических свойств у ребенка.

Железнова С.В. Что мы знаем о девочках и мальчиках?

В статье рассматриваются проблемы психологизации воспитательно-образовательного процесса дошкольников и его дифференциации в соответствии с гендерными отличиями девочек и мальчиков.

Свиридова Е.М., Онишко С.В., Левушина О.В. Профильное обучение: о результатах экспериментальной деятельности; индивидуальный учебный план; психологическое сопровождение

В статье отражены позитивные результаты экспериментальной деятельности образовательного учреждения по реализации многопрофильного обучения в рамках ГЭП и сформулировано поле затруднений, выявленное в практической деятельности. Раскрыто содержание психолого – педагогического сопровождения предпрофильного и профильного обучения школьников.

Деденко Н.И., Эргардт О.И. Профессиональное самоопределение учащихся как фактор качества образования в условиях профильного обучения

Статья посвящена проблеме профессионального самоопределения школьников. Авторы анализируют причины затруднения формирования профессионального самоопределения старших школьников и делятся опытом, как правильно организовать профориентационную работу в общеобразовательном учреждении.

Ульянова Н.А. Важность профессиональной мотивации старшеклассников

Данная статья посвящена проблемам формирования мотивации учащихся на старшем этапе обучения. В статье автор определяет мотивационный комплекс личности, как основной компонент педагогической деятельности учителя.

Конаныхина О.М. Развитие двигательной активности младших школьников через подвижные игры

Автор обращает внимание на способы и условия мотивации двигательной активности младших школьников через игровые проекты и сюжетно-ролевые игры.

Кузьмина М.П. Урок-сомнение. Как быть?

Автор делится опытом организации учебного процесса на уроке литературы, направленным на формирование умения выполнять исследовательское действие, приобретение учащимися личностных смыслов изучаемого материала

Ресурсы Интернет

Сиденко А.С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание

В статье раскрываются основные функции сайта http://standart.edu.ru/, описываются его возможности для получения информации о подготовке и ходе реализации стандартов второго поколения, приводятся примеры использования ресурсов для получения ответов на интересующие практиков вопросы. Автор продолжает представленный ранее на страницах журнала «Эксперимент и инновации в школе» обзор материала, представленного на сайте.

Софронова О.И. Повышение творческого потенциала учащихся через систему электронных презентаций в урочной и внеклассной деятельности

Статья посвящена проблеме активизации творческого потенциала учащихся через систему электронных презентаций. Автор рассказывает об эффективности использования ИКТ в деятельности учителя-предметника.

Персоналии

Выпускники, друзья, коллеги о Михаиле Михайловиче Балашове

Материалы, статьи, фото о человеке - физике с сердцем лирика

Информация

О вручении наград конкурса «ЭЛИТА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» в Челябинской области

О вручении наград конкурса «ЭЛИТА РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ» в ст. Майна Ульяновской области

 

Журнал для педагогов и руководителей инновационных образовательных учреждений.

В журнале Вы найдете ответы на вопросы:

  • Каково назначение логического мышления?
  • Какова методика работы с портфолио учащихся в профильном обучении?
  • Каковы критерии и показатели оценки педагогической деятельности?
  • Как конструировать учебный материал, ориентированный на дифференциацию обучения учащихся сельских школ?
  • Каковы основные аспекты планирования при работе на основе индивидуального учебного плана ученика?
  • Как организовать исследовательскую деятельность на уроках экономики? и пр.

Приглашаются к сотрудничеству авторы. Подробнее читайте Условия публикации в журналах.

О том, как подписаться на печатные издания можно познакомиться в рубрике Подписка. Подписные индексы: 71941 (Роспечать), 42263 (Пресса России)

Читать полностью  

Журнал предназначен для учителей, педагогов, воспитателей инновационных школ.

Он содержит рубрики:

  • Теория инновационной и экспериментальной деятельности
  • Заочная школа педагога-исследователя
  • Инновации в школе
  • Вопросы права в образовании
  • Мастер-класс

Приглашаются к сотрудничеству авторы. Читайте подробнее Условия публикации в журналах>>.

О том, как подписаться на печатные издания, вы можите ознакомиться в рубрике Подписка. Индекс подписки (Роспечать): 71940

Читать полностью  

В статье рассматриваются сущность и содержание критериев и показателей оценки педагогической деятельности. Предлагаются точки зрения исследователей данной проблемы на то, как можно определить критерии оптимального учебного процесса; уровни педагогического творчества и сформированности инновационной деятельности учителя; признаки эксперимента; показатели успешности педагогических действий, способствующих развитию мышления учащихся.

Читать полностью  
Инновации и эксперимент в образовании