Инновации и эксперимент в образовании


Автор: Е.Л. Умникова

Авторы предлагают на примере сценария урока по изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на тему: «Разрешение крови по совести» создать на каждом этапе урока условия, организующие поисковую деятельность учащихся посредством разных типов заданий и различных учебных ситуаций.

Authors offer an example of scenario of a lesson on F.M.Dostoevsky’s novel " Crime and Punishment". The topic is: « conscience permission for blood». It is important to create at each stage of the lesson such conditions which organize search activity of pupils by means of different types of tasks and various educational situations.

Журнал: "Инновационные проекты и программы в образовании" №2/2011
Раздел: ФГОС второго поколения, стр. 18-21

Меньшенина Ж.М.,

Умникова Е.Л.

Формирование культуры восприятия художественного текста как одно из условий, способствующих совершенствованию духовно-нравственных качеств личности

Как организовать поисковую деятельность учащихся, способствующую совершенствованию духовно-нравственных качеств личности?

Сегодня не только школа, но и все общество задает вопрос: какой человек, какая личность нужна нашему государству? Ясно, что с высоким уровнем интеллекта, самореализации, самоопределения, личность активная с идеями и инициативой. Но и милосердная, способная откликаться на чужую боль, чужое страдание, т.е. личность, обладающая высокой нравственной культурой.

В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования», разработанной в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию Российской Федерации и являющейся методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчеркивается, что «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России»[5, с.2]. Уроки литературы - благодатная почва для духовно-нравственного воспитания личности, так как чтение художественного произведения требует работы души читателя. Понимание мира человеческой души – одно из самых трудных в преподавании литературы, так как такое понимание требует определенного жизненного опыта, которого у многих старшеклассников нет. По словам Л. Толстого, «сила художественного произведения - в заражении чувствами», именно поэтому формирование культуры восприятия художественного текста лежит в основе создания таких условий, при которых возможно совершенствование духовно-нравственных качеств личности. Но для этого необходимо прежде всего заинтересовать ученика, поэтому важно использовать такие приемы и такие типы заданий, которые позволили бы учащимся погрузиться в художественное произведение, побудили бы их задуматься над проблемами, поднятыми автором, высказать свою точку зрения, т.е. настроили бы учащихся на поисковую деятельность.

В школьной программе изучение романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - одна из труднейших задач, встающих перед словесниками. Именно поэтому для каждого урока необходимо подобрать материал к проблемному изучению Достоевского, чтобы вызвать у учащихся размышления над романом. Каждый из уроков можно сделать «исследовательским», мобилизовав учащихся на сознательное освоение мира Достоевского. По мнению А.В.Петровского, «основное средство воспитания устойчивого интереса к учению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от учащихся активной поисковой деятельности». [2,c.36] Предлагаемый урок по изучению романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» на тему: «Разрешение крови по совести» построен таким образом, чтобы на каждом этапе урока были созданы условия, организующие поисковую деятельность учащихся посредством разных типов заданий и различных учебных ситуаций.

Сценарий урока по роману Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание» на тему: «Разрешение крови по совести»


Цель: подвести учащихся к пониманию философского смысла романа; показать противоречие между гуманизмом и «наполеонизмом» Раскольникова; продолжить внимательное обращение со словом Достоевского.

Оборудование: слайды с иллюстрациями к роману (Раскольников. Художник Д. Шмаринов, Раскольников в своей комнате. Художник И. Глазунов.), кадры из документального фильма «Памяти Достоевского», раздаточный материал: выдержки из статьи Макса Штирнера «Единственный и его собственность», из книги Наполеона, высказывания о романе кинорежиссера Л.А. Кулиджанова, актера Г. Тараторкина, Ф.М. Достоевского из «Речи о Пушкине».

Ход урока

Главное - люби других, как себя, вот, что главное.
Ф. М. Достоевский.

1Урок начинается с рассуждения о том, как учащиеся понимают слова Ф.М. Достоевского, взятые в качестве эпиграфа к уроку. Наша задача – не только внимательно прочитать произведение, не только бережно отнестись к слову писателя, но и попытаться прокомментировать цитату с позиций собственного жизненного опыта. Урок должен восприниматься учащимися как единое целое, а не распадаться на отдельные части и фрагменты, мы еще раз вернемся к эпиграфу в конце занятия, чтобы проанализировать, изменилось ли что-либо в нашем восприятии высказывания Ф.М. Достоевского после работы на уроке с текстом романа «Преступление и наказание».

{mosregread}

1. Вступительное слово о жанре романа. Между детективным романом и «Преступлением и наказанием» есть внешнее сходство.

В чем оно? Но можно ли считать «Преступление и наказание» детективом?

* На данном этапе урока поисковая деятельность учащихся направлена на нахождение сходств и различий между детективным романом и романом «Преступление и наказание». Цель такой работы – подвести учащихся к мысли, что роман «Преступление и наказание» нельзя назвать детективным романом, несмотря на некоторое сходство с жанром детективного романа.

Акценты расставлены совсем необычно. Мы никак не можем сказать, что в центре романа - борьба Порфирия Петровича и Раскольникова, и что наш интерес основан на том, как постепенно следователь выясняет, кто убийца. Ход рассуждений Порфирия Петровича скрыт и от читателя, и от Раскольникова и лишь во время последней встречи сам Порфирий Петрович излагает, каков был путь его анализа. До этого у Порфирия-Петровича с Раскольниковым было две встречи. В романе они занимают важное место, но интерес сосредоточен не только на них.

На чем? Что для нас составляет тайну?

Таким образом, в основе романа лежит философская и психологическая тайна (Почему убил? Какие идеи привели к убийству? Виноват ли преступник?)
Т.е. в центре внимания автора и читателя внутренний мир преступника.

Как раскрывается внутренний мир героя? Какие средства использует автор?

2. Лингвистический анализ внутреннего монолога Раскольникова.

* Следующий этап урока предполагает анализ произведения, «основанный на понимании образной природы искусства слова», что, по мнению авторов-разработчиков образовательных стандартов второго поколения, является одной из главных целей изучения предмета «Литература». На наш взгляд, особую роль на уроках литературы необходимо отводить роли языка художественного произведения в осмыслении текста и авторского замысла. Исследуя одно произведение, мы ставим цель найти те лингвистические особенности,которые позволяют решить задачи именно данного произведения, что не только способствует правильному пониманию текста, но и помогают учащимся осмыслить идею произведения. Цель данного этапа – через поиск и анализ различных языковых средств дать характеристику внутреннего состояния героя.

Найдите первую фразу Раскольникова.

Что вы слышите в этой фразе? Как Раскольников оценивает человечество? Что необычного в построении фразы? Каким мы представляем Раскольникова по его отрывочному монологу?

3. Раскольников давно уже пришел к мысли, что человек – «подлец, потому что ко всему привыкает». И жизнь все время подтверждает эту аксиому. Но человек не может все время ощущать себя рабом, не может чувствовать себя «подлецом, подчиняющимся обстоятельствам, иначе он, может быть, и жить-то не захочет». Вспомним, к какому выводу приходит герой после размышления о том, что человек – «подлец, ко всему привыкает»? 

Но, может быть, существует компромиссный вариант, который не видит или не хочет видеть герой Достоевского? Что же его толкает на страшный шаг? Живет же в этом мире его друг Разумихин, учится, дает уроки, как-то зарабатывает себе на жизнь. Почему Раскольников не желает следовать этому разумному примеру?

4. Таким образом, герой приходит к страшной мысли убийства. Каковы же социальные факторы, толкнувшие Раскольникова к преступлению?

* На данном этапе урока продолжается работа над внимательным прочтением литературного произведения. Учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно разнообразны.
Разнообразие обеспечивается не только столкновением учащихся с различными объектами в ходе обучения, но и тем, что в одном и том же объекте можно открывать новые стороны.

Пока ребята называют и обосновывают факторы,один ученик у доски располагает события в хронологическом порядке, (события написаны на отдельных листочках). Проверка.

5. На экране через мультимедиапроектор проецируются иллюстрации к роману, созданные художниками Ильей Глазуновым и Дементием Шмариновым и изображающие Раскольникова в своей каморке во время обдумывания своей идеи. Учащимся предлагается вопрос:

Иллюстрация какого художника более близка их восприятию героя? Аргументируйте свой ответ.

* В соответствии с требованиями образовательных стандартов второго поколения одним из метапредметных результатов изучения предмета «Литература» является «умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности». На наш взгляд, литература как искусство слова неотделима от других видов искусства, именно поэтому на уроках литературы необходимо обращение к живописи и музыке с целью «совершенствования духовно-нравственных качеств личности, воспитания чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов», как это сформулировано в образовательных стандартах второго поколения в качестве личностного результата выпускников, формируемого при изучении предмета «Литература».
Цель данного этапа – связать восприятие романа «Преступление и наказание» художниками с своим собственным восприятием и аргументировано обосновать свой выбор.

6. На экране через мультимедиапроектор спроецированы слова Д.И. Писарева: «Причина преступления Раскольникова «не в мозгу, а в кармане»; теоретические убеждения Раскольникова не имели «заметного влияния на совершение убийства»; «настоящей и единственной причиной» преступления являются «тяжелые обстоятельства».

Согласны ли вы с Писаревым?

* Как уже отмечалось, учебный материал и приемы учебной работы должны быть достаточно разнообразны. Очень важным моментом на уроках литературы является использование критического материала, т.к. учащиеся сами пытаются оценить факты, у ребят появляется своя точка зрения, они могут подвергать сомнению ту или иную, казалось бы, неоспоримую мысль, высказывание. Именно такая цель ставится на данном этапе урока. Деятельность учащихся направлена на поиск аргументов, позволяющих им согласиться с критиком или опровергнуть его точку зрения. Кроме того, учащиеся продолжают работать с различными источниками информации, а поиск доказательств позволяет развивать правильную, аргументированную монологическую речь.

7.  Как сам Раскольников в разговоре с Соней объясняет причины убийства старухи. Работа с таблицей, выполненной дома.

Обращаем внимание на авторское слово. (Таблица спроецирована через мультимедиапроектор на экран, по мере того, как учащиеся называют причины, на экране появляются строчки таблицы)

причина, названная героем авторская ремарка реакция Сони

Итак, главная причина названа. Какова она?

* На следующих этапах урока (8, 9, 10) учащиеся вновь обращаются к различным источникам информации: высказываниям критиков, литературоведов, актеров, режиссеров, философов, кадрам из документального фильма «Памяти Достоевского», тексту романа «Преступление и наказание». Цель такой работы не только расширить кругозор учеников, не только организовать их на поиск аргументов в пользу того или иного высказывания, но и обратиться к таким нравственным проблемам, обсуждение которых поставит старшеклассников в активные личностные отношения с писателем и его героями, и, в конечном счете, будет способствовать «формированию способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом».{/mosregread}

8. Раскольников основывается на своей теории. Сущность теории Раскольникова раскрывается во время первого разговора с Порфирием Петровичем.

Выдумал ли Раскольников свою теорию?

Раскольников говорит, что написал статью «по поводу одной книги».

Какие книги имеет в виду герой?

Работа с раздаточным материалом. Прочитайте выдержки и сделайте выводы. (Ребятам предлагаются выдержки:

  • из статьи М. Штирнера: «Победить или покориться - таковы два мыслимых исхода борьбы. Победитель становится властелином, а побежденный обращается в подвластного...я... не стану бояться мысли, как бы дерзка и «демонична» она ни была, потому что в моей власти уничтожить ее, если она мне станет представляться неудобной... Сознай, что ты сильнее и властнее, чем ты себя считаешь, и тогда ты будешь властнее и сильнее. Сознай, что ты больше и ты будешь больше... Я не испугаюсь и деяния, в котором обитает дух безбожия, безнравственности, беззакония».
  • из книги Наполеона: в предисловии книги проводилась мысль, что действия людей обыкновенных судят по одной логике и одним законам, действия же «героев», «мировых гениев» - по другой логике и другим законам; в книге обосновывалось право «гения» на преступление, доказывалась, что ему «все дозволено»).

Встречались ли вы с подобными идеями?

Чтение учащимися диалога Порфирия Петровича и Раскольникова.

Прав ли Порфирий Петрович, когда разъясняет основную мысль статьи Раскольникова?

В чем он расходится с автором статьи? В чем объективный смысл теории Раскольникова? Что она оправдывает?

9.  Итак, преступление совершено. Во время спора со следователем Разумихин говорит Раскольникову: «Ведь это разрешение крови по совести, это... это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное...»

Но Раскольников не может понять этой очевидной, казалось бы, истины.

Почему официально можно истреблять тысячи и миллионы людей, и это деяние не считается преступлением в глазах людей, а убийство им жалкой, ничтожной старушонки, зловредной, пьющей людские соки, в глазах той же толпы - преступление?

Учащиеся просматривают кадры из фильма «Памяти Достоевского» и отвечают на вопрос, который задает себе Раскольников.

{mosregread}10. Работа с раздаточным материалом (ребятам предлагаются размышления о преступлении Раскольникова:

  • кинорежиссера Л.А. Кулиджанова: « История Родиона Романовича Раскольникова представляется мне историей человека, пытавшегося преступить предел дозволенного, нравственно возможного якобы ради утверждения своей человеческой личности... «Тварью дрожащею» быть недостойно человека, а надобно быть Наполеоном, чтобы владеть всем этим людским «муравейником», считает он. Надо подчинить его себе, а для этого все средства не только дозволены, но и хороши... Но здесь-то и оказывается, что Раскольников не утверждает свою личность, а разрушает ее...»
  • актера Г. Тараторкина: « Мы живем в сложное и драматичное время…в мире кровь льется направо и налево. Как часто затирается ее цена!.. Но нельзя, чтобы затиралась! Нельзя, чтобы в нашем мире кем бы то ни было утверждалось право на собственную избранность, исключительность, раскольниковское право на насилие. В современном прочтении романа мне кажется особенно важным подчеркнуть, что ни один человек не освобожден от законов морали, нравственности...»
  • Ф.М. Достоевского из «Речи о Пушкине»: «Согласитесь ли вы быть архитектором здания судьбы человеческой с целью в финале осчастливить людей, дать им, наконец, мир и покой» при условии, «что для этого необходимо и неминуемо надо замучить всего только лишь одно человеческое существо, мало того - пусть даже не столь достойное, смешное даже на иной взгляд существо? Вот и вопрос. И можете ли вы допустить хоть на минуту идею, что люди, для которых вы строили это здание, согласились бы сами принять от вас такое счастье, если в фундаменте его заложено страдание?»)


С кем бы вы согласились? Как бы ответили на вопрос Ф. М. Достоевского?

Обращение к эпиграфу урока.

* Вновь обращаемся к эпиграфу к уроку. Наша задача – выявить изменилось ли что-либо в восприятии учащимися высказывания Ф.М. Достоевского после работы на уроке с текстом романа «Преступление и наказание» и различными источниками информации.{/mosregread}

11. Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: «Можно ли построить счастье тысяч людей, пожертвовав жизнью одного человека?»

* Особую роль при изучении художественного произведения играют мини-сочинения на общечеловеческие темы, требующие высказывания своей точки зрения. Литература - это богатейшая галерея человеческих поступков, жизненных ситуаций. Их изучение, оценка помогают человеку выработать систему ценностных установок для дальнейшей жизни. Мы живем в мире людей, и ребенок должен четко осознавать ценность человека, уважать его взгляды и убеждения.
Анализ сочинений, написанных учащимися, дает право утверждать, что условия, организующие поисковую деятельность учащихся на данном уроке, способствовали формированию культуры восприятия художественного текста. А формирование культуры восприятия художественного текста, в свою очередь, позволяет добиваться предметных результатов в познавательной, ценностно-ориентационной и коммуникативной сфере, и через метапредметные результаты: «умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы» приводит учащихся к достижению личностных результатов: «совершенствованию духовно-нравственных качеств личности».

Литература

  1. Болдырева С. Тема покаяния в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература. 1997. №15. – С. 4.
  2. Возрастная и педагогическая психология / под ред.А.В.Петровского. М., 1981.
  3. Гройсман В. Религиозные символы в романе «Преступление и наказание» // Литература. 1997. №44. – С.5-9.
  4. Ирмияева Т. В чем состояла идея Раскольникова? // Литература. 1996. №14. – С. 2–3.
  5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (проект) http://cultura. spb.ru/private/Priloj/Koncepcia.htm
  6. Романичева Е. Работа с эпизодом на уроках повторения // Литература. 1998. №21. – С.5-6.
  7. Тарасов Б.Н. Два пути Родиона Раскольникова. Закон «я» и «закон любви». // Литература в школе. 2006. №4. – С..26–33.
  8. Фомичева А. Обретение веры. По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Литература. 1997. №15. –С..2–3.
  9. Шелепин В.А. Опыт современного прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Литература в школе. 2007. №2. – С.96–106.
  10. Щенников Г.К. Изучение романа Достоевского «Преступление и наказание» в средней школе. Ученые записки УрГУ. №121. серия филологическая вып.19. – С. 134–151.

1Здесь и далее символом * обозначаются пояснения к фрагментам урока

 
Инновации и эксперимент в образовании