Инновации и эксперимент в образовании


Автор: Ефимов В.Н.

Как моделирование образовательного процесса может помочь в социально-педагогическом проектировании?

Под моделированием в общем смысле обычно понимают построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и вновь создаваемых или преобразуемых объектов (живых и неживых объектов, инженерных конструкций, логических образований, процессов - физических, химических, биологических, социальных). В нашем случае в качестве моделируемых объектов выступает социальная (и как частный случай – образовательная) система. В качестве модели может рассматриваться и программнопроектная документация. А одна из главных задач использования модели – это оценка качества и результатов деятельности моделируемой системы до запуска функционирования системы в реальных условиях.

Моделирование может использоваться для определения, уточнения характеристик, элементов проектируемой (преобразуемой) системы, рационализации способов построения и изучения процессов функционирования как отдельных элементов, так и системы в целом.

Читать полностью  

Журнал для педагогов  и  руководителей инновационных  образовательных  учреждений состоит их рубрик:

  • «Теория инноватики»,
  • «Инновации в школе»,
  • «Инновации в ССУЗах»,
  • «Инновации в ВУЗах»,
  • «Педагогическая мастерская»,

содержание которых, объединяясь в целостное информационное пространство, создает условия к грамотному продуктивному и творческому подходу в решении поставленных профессиональных задач.

Вы можете познакомиться с позициями ведущих ученых-разработчиков теории инновационной деятельности, с российским опытом существующих инноваций в образовательных учреждениях; побывать в мастер-классе ведущих российских педагогов; понять, каковы ее характеристики, источники, каковы могут быть функции инновационной деятельности; определить свой уровень готовности к инновационной деятельности; выбрать подходящую Вам классификацию.

Приглашаем к сотрудничеству авторов. Читайте Условия публикации в журналах>>.

Как подписаться на печатные издания вы можите ознакомиться в рубрике Подписка. Индекс подписки (Роспечать): 71941

Читать полностью  

В статье рассматривается вопрос проектирования образовательной системы, в частности, автор освещает вопрос проектирования системы контроля образования через ЕГЭ. Автор статьи определяет вид и принципы построения системы образовательной системы, и, главное - ее основные цели. Рассматриваются цели разных уровней, а именно - педагогические и управленческие, раскрывается взаимосвязь ЕГЭ и целей образовательной системы.

Журнал "Эксперимент и инновации в школе" № 1 (2011)
Раздел: Обсуждаем ФГОС второго поколения стр. 53-55

Ефимов Валерий Николаевич
кандидат педагогических наук
доцент ФГОУ АПКиППРО Москва

ЕГЭ и цели образовательной системы

Как связаны между собой проведение ЕГЭ и цели образовательной системы?

{mosregread}Ключевые слова: итоговая аттестация выпускников общей средней школы; КИМы и единая научная идеология образовательного процесса; система контроля неотъемлемая часть образовательной системы; проектирование целостной системы общего образования; иерархия образовательных целей.

Широкие круги общественности, в том числе и педагогической, не располагают в полной мере оценкой качества самого ЕГЭ, как системы итогового контроля, качества КИМов, их адекватности образовательным целям и задачам. Автор делает попытку изложить свой взгляд на связь ЕГЭ и целей образовательной системы.

Как следует из многочисленных выступлений руководителей отечественной системы образования в период 2004-2005 г.г., единый государственный экзамен (ЕГЭ) предназначался для решения, как минимум, двух крупных организацонно-педагогических задач отечественной системы образования: во-первых, это государственная итоговая аттестация выпускников общеобразовательных учреждений и, во-вторых, обеспечение поступления абитуриентов на этой основе в ссузы и вузы в без дополнительных, (как правило, вступительных испытаний. Причём последнее предполагалось ещё и как средство борьбы с коррупцией в образовании.

Достаточно подробный анализ данных эксперимента по введению ЕГЭ и результатов первых лет ЕГЭ как обязательной процедуры показали, что итоговая аттестация выпускников общей средней школы на основе тестов способна решить поставленные задачи. Подавляющее большинство выпускников справляются с заданиями ЕГЭ, статистически значимая часть выпускников показывает весьма высокие результаты тестирования. Однако, судя по результатам ежегодного анализа, до настоящего времени ЕГЭ не свободен от недостатков; к тому же официально назначенный не высокий проходной порог набранных баллов соответствующим образом характеризует качество нашей системы общего образования.

В настоящей работе нас интересует, прежде всего, первая задача - итоговая аттестация. Складывается впечатление, что контрольно-измерительные материалы (КИМ) первых лет внедрения ЕГЭ разрабатывались по образу и подобию зарубежных КИМов и не были связаны единой научной идеологией с организацией образовательного процесса. ЕГЭ не был органично включён в систему контроля образовательного процесса. Как следствие: разрешение вопросов, возникающих по - поводу количества и видов тестовых заданий в ходе анализа результатов ЕГЭ не избавят от недостатков КИМы и саму контрольную процедуру.

Сам по себе факт появления ЕГЭ до сих пор не влиял прямо на характер, структуру и содержание образовательного процесса. По-видимому, решение задачи организации и проведения итогового контроля в форме ЕГЭ следует начинать с создания системы контроля и оценки результатов образовательного процесса, куда ЕГЭ входит не как чужеродный элемент, а как органичная часть системы. В свою очередь система контроля является неотъемлемой частью образовательной системы. Иначе говоря, речь идёт о кардинальной модернизации структуры, содержания и организации образовательного процесса, гармонично включающего в себя такой элемент, как система контроля. При этом ЕГЭ отводится роль неотъемлемого элемента системы контроля.

Одним из путей решения, таким образом, поставленной задачи, выступает проектирование целостной системы общего образования и, прежде всего, непосредственно учебно-воспитательного процесса. К разработке проектно-программной документации для построения образовательной системы целесообразно подходить с позиций, рекомендованных ГУ ВШЭ: деятельность образовательной системы следует проектировать, ориентируясь на процессы перманентного развития системы. В функционировании образовательной системы необходимо выделять области и направления стабильного функционирования и области, и направления функционирования в режиме развития.

В исследовании, выполненном учеными Государственного университета - Высшей школы экономики и Института развития образования отмечается, что «сегодня, когда выдвинут лозунг модернизации отечественного образования, то под этим имеют в виду требование его развития, требование быть адекватным не только сегодняшним, но и завтрашним общественным потребностям... Модернизация образования не является с этой точки зрения финальным проектом, который должен завершиться к определенному сроку, но это перманентный процесс - процесс непрерывного развития одного из главных механизмов общественного развития...» (Управление модернизацией в образовании: подходы и механизмы, - М.: ГУ-ВШЭ, 2003 -231 е.).

В такой системе учебно-воспитательный процесс выступает как процессуальный элемент системы образования, контроль выступает как неотъемлемый элемент целостной системы, а ЕГЭ выступает как элемент системы контроля в образовательном процессе.{/mosregread}

Последовательность крупных шагов проектирования учебно-воспитательного процесса можно представить следующим образом:

  • определение целей системы;
  • выбор типа системы;
  • уточнение формулировок образовательных целей;
  • отбор учебной информации;
  • декомпозиция целей на подцели;
  • уточнение частно-дидактических целей обучения по каждой образовательной области;
  • выбор методов формирования дидактических ситуаций и педагогических технологий, соответствующих дидактическим целям;
  • соотнесение образовательных целей с выделенными фрагментами образовательной информации;
  • разработка дидактических материалов образовательного процесса;
  • определение места и способа организации контрольных процедур;
  • разработка контрольно-измерительных материалов, включая сюда как задания тестового типа, так и задания традиционного вида.

Таким образом, проектирование системы контроля выступает как одна из задач проектирования образовательной системы в целом и учебно-воспитательного процесса, в частности. Приступая к проектированию любой системы, для начала следует определить вид и принципы построения проектируемой системы. Это в первую очередь зависит от цели самой системы.

Будем исходить из того, что проектирование системы образования опирается на такие документы, как Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование» (одобрена Правительством РФ 1 октября 2008 года, протокол №36), Приоритетный национальный проект «Образование» на 2009-2012 годы и Федеральная целевая программа развития образования.

Для национальной образовательной системы цель верхнего иерархического уровня - государственный и социальный заказ - формулируется на языке общефилософских категорий или на уровне здравого смысла, на языке общепринятых понятий. Для использования в практической работе формулирование подцелей необходимо осуществить в терминах педагогической науки. Для конкретной работы в ходе учебного процесса требуется провести декомпозицию этой цели на соответствующий диагностируемый уровень подцели (задачи).

{mosregread}Иерархию образовательных целей можно представить следующим образом:

  • цели государственного и социального заказов;
  • общепедагогические цели обучения и воспитания;
  • частно-педагогические цели обучения и воспитания (для учебного процесса - частно-дидактические цели);
  • частно-методические цели;
  • частные цели конкретных отдельных этапов целостного шага познавательной деятельности по достижению дидактической цели на данном учебном материале.

(Может определяться, например, на основе теории П.Я.Гальперина или технологии деятельностного метода (ТДМ) «Школа 2000...» и др.).

При разработке программно-проектной документации можно предложить следующий подход: цели более высоких иерархических уровней принадлежат Концепции и Программе, более низких уровней - Проекту.

Если формулировать цель на более высоком иерархическом уровне, чем требует концепция развития данного конкретного образовательного учреждения, то цель образовательной системы состоит в формировании, воспитании и развитии таких качеств личности учащегося, которые обусловят направленность его мышления и деятельности в духовной и практической сфере на процессы сохранения цивилизации, защиту созидательного начала, созидательное преобразование действительности. По отношению к цели, сформулированной на таком уровне, цель, заключающаяся в формировании, например, конкретных компетенций, обеспечивающих осознанный и грамотный выбор образовательного или трудового пути, в овладении коммуникативными навыками, в формировании операциональных структур мышления, необходимых для осуществления проектной деятельности, является целью младшего уровня. Но от этого она не становится менее важной и значимой. Так же отличаются по уровням целеполагания и цели, сформулированные в концепции, программе и проекте. Цель верхнего иерархического уровня целеполагания должна задаваться национальной образовательной системе в целом и содержать отражение государственного и социального заказа. В формулировке цели верхнего иерархического уровня следует учитывать нравственные ценности, значимые для общества. В противном случае ценности как целевой фундамент образования размываются, утрачиваются. А вследствие этого размывается и утрачивается то, что составляет объединительную основу нации. В результате чего нация, народ превращаются в население, не имеющее духовных нравственных ориентиров. Население, не ощущающее себя нацией не в состоянии удержать государство от развала. Оставаясь обязательной для подсистем национальной образовательной системы, цель «спускается» вниз по ступеням иерархии, учитывая, например, специфику условий и задачи региональной образовательной системы, или концепции, или программы, или проекта, или предмета, или вида деятельности. Особое место занимают цели, направленные на создание условий для образовательного процесса - собственно цели управления.

Таким образом, мы видим в образовании два вида целей - педагогические (образовательные) и управленческие. Образовательные цели можно подразделить на цели обучения и цели воспитания. И в том и другом случае выделяют цели формирования и цели развития. Этот ряд можно продолжить достаточно далеко. Строго говоря, педагогические цели также служат управлению собственно процессом познания. Управленческие цели призваны обслуживать педагогические. В образовательной системе задачи управления решаются как администрацией образовательного учреждения, так и педагогом, проводящим занятия, так и структурами ученического самоуправления, так и общественными структурами, такими, как попечительский совет, родительский совет, общественный управляющий совет и т.д. Основная цель управления - обеспечение условий для достижения целей государственного и социального заказов при рациональном использовании ресурсов. Описываемый здесь подход альтернативен подходу школы свободного развития, когда в числе прочего не требуется на конкретных занятиях ставить конкретные цели и т.д. К достоинствам предлагаемого подхода следует отнести тот факт, что он предполагает внятную организацию системы образования на всех её уровнях и требует от участников образовательного процесса строгого выполнения своих обязанностей, разумеется, при соблюдении их прав (именно в такой последовательности: обязанности и права). Точно так же, как Кодекс законов о труде, необходимо иметь кодекс обязанностей ученика.

Решаемые учителем задачи управления непосредственно образовательным процессом состоят в обеспечении достижений педагогических целей и определяются дидактическими и методическими задачами этого процесса. Реализация избранных принципов построения образовательной системы, а значит и образовательного процесса при этом осуществляется за счет использования педагогических методов и технологий, обусловливающих создание требуемой дидактической ситуации, создаваемой педагогом.

Цели деятельности управленческого звена - от руководителя образовательного учреждения до общественных организаций, участвующих в управлении, - сводятся к созданию организационных и организационно-педагогических, условий для достижения материальных, финансовых, информационных, правовых и др. целей.{/mosregread}

Каждое направление функционирования образовательной системы предполагает наличие целей, обладающих такими качествами как конкретность и измеримость (верифицируемость). Реализация избранных дидактических принципов непосредственно в образовательном процессе обусловливает выбор соответствующих целей деятельности в рамках определенных дидактических ситуаций, требует преобразования учебной информации таким образом, чтобы она соответствовала используемым конкретным педагогическим методам и технологиям.

Цели образовательной системы, сформулированные в Законе «Об образовании», в документах о модернизации системы образования и других документах, заставляют отметить ряд целей развития личности в числе целей федерального уровня. Например, «формирование социально грамотной, социально мобильной личности, четко осознающей свои права и обязанности, ясно представляющей себе спектр имеющихся на сегодняшний день возможностей и ресурсов и способной успешно реализовать избранную позицию в том или ином социальном пространстве. Умение взаимодействовать с окружающими в определенном, с этической точки зрения, коммуникативном поле. Осознание своих прав и обязанностей» (Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. М.: Сентябрь, 2001). А это значит, что предстоит решать вопрос о контроле и измерении уровня достижения этих целей при итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений.

Литература

  1. Ермолаева Е.А. Проблемы подготовки учащихся к сдаче государственной аттестации по математике в форме ЕГЭ. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №2.
  2. Ефимов В.Н., Рыжков В.П. ЕГЭ и система дидактического контроля // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №2.
  3. Клепиков В.Н. Психолого-педагогический механизм приобщения к общечеловеческим ценностям в этическом воспитании // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №3.
 
Инновации и эксперимент в образовании