Инновации и эксперимент в образовании


Автор: Воровщиков С.Г.

Использование в границах коллективной мыследеятельности различных приемов активизации мышления и креативного потенциала педагогов превращает ее в эффективное средство решения нестандартных проблем образовательного процесса.

 

Как можно использовать приемы активизации мышления и креативного потенциала педагогов в коллективной мыследеятельности?

Мозговая атака
(мозговой штурм, мозговой обмолот)

Мозговая атака – это групповое нахождение новых альтернативных вариантов решения проблемной ситуации. Мозговую атаку необходимо рассматривать как быстрый способ генерирования необходимого разнообразия идей, которое может в дальнейшем послужить основой для серьезного поиска решений.

Мозговая атака имеет глубокую предысторию, уходящую в XVII век – время расцвета дерзких морских странствий. В экстремальных ситуациях капитан судна проводил с командой кратковременный корабельный совет, на котором каждый должен высказать свои предложения по ликвидации возникших опасностей. Первыми высказывались юнги и младшие матросы, затем старшие матросы, завершал обсуждение капитан. Такая процедура «от наименьшей компетентности» стимулировала мышление более опытных людей, которые принимали мудрые и эффективные решения.

Читать полностью  

Кто готов помочь школе самой решить свои инновационные проблемы?

 

Новая система оплаты труда, нормативно-подушевое финансирование, напряженная демографическая ситуация поставили общеобразовательные учреждения в жесткие условия конкурентного выживания. Это объективно обуславливает необходимость их динамичного развития. Руководители школ вынуждены инициировать стремление педагогических коллективов оперативно реагировать на изменения социального запроса родителей и учащихся, постоянно обновлять программно-методическое сопровождение образовательной программы школы, своевременно обеспечивать научно-методическое содействие инновационному развитию образовательного процесса.

Ведь проблемы, возникающие перед современной школой, столь сложны, а их инновационный коэффициент так высок, что по мере их решения проявляются все новые аспекты, ныне пока скрытые и неактуальные. Одним из перспективных направлений взаимодействия школ, находящихся в состоянии развития, и специалистов, готовых помочь школе в разрешении ее уникальных инновационных психолого-педагогических проблем, может стать организация экспериментальных площадок при ведущих педагогических университетах. Так, в рамках открытия подобных экспериментальных площадок при Московском педагогическом государственном университете преподаватели факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования выступили в качестве научных руководителей и научных консультантов сорока трех общеобразовательных учреждений Москвы и Московской области.

Читать полностью  

Как правильно подготовить и провести проблемно-деятельностную игру?

Была игра, ну, уж могу сказать, была игра!
А.В. Сухово-Кобылин
(«Свадьба Кречинского»)

Проблемно-деятельностная игра (ПДИ) развивалась одновременно по нескольким направлениям: и как метод обучения взрослых, и как метод управленческого консультирования, и как метод внутришкольного управления. Каждое направление обладает своими методологическими, теоретическими и технологическими особенностями. В данной работе проблемно-деятельностная игра представлена как организационно-педагогический метод внутришкольного управления, направленный на коллективное выявление актуальных проблем образовательного процесса и поиск средств их разрешения.

Традиционно при определении метода управления выделяют содержание метода, его направленность и организационную форму. Основное содержание проблемно-деятельностной игры как метода внутришкольного управления составили аналитические и ассоциативные приемы коллективной (групповой) мыслительной деятельности, которые будут представлены ниже. Особенность проблемно-деятельностной игры заключается в том, что она является сложным методом управления школой, ибо в границах игры помимо приемов коллективной мыслительной деятельности используются социологические методы сбора информации, теоретические инструктажи, распоряжения и приказы директора школы, и т.д.

Читать полностью  

Журнал для педагогов и руководителей инновационных образовательных учреждений.

В журнале Вы найдете ответы на вопросы:

  • Каково назначение логического мышления?
  • Какова методика работы с портфолио учащихся в профильном обучении?
  • Каковы критерии и показатели оценки педагогической деятельности?
  • Как конструировать учебный материал, ориентированный на дифференциацию обучения учащихся сельских школ?
  • Каковы основные аспекты планирования при работе на основе индивидуального учебного плана ученика?
  • Как организовать исследовательскую деятельность на уроках экономики? и пр.

Приглашаются к сотрудничеству авторы. Подробнее читайте Условия публикации в журналах.

О том, как подписаться на печатные издания можно познакомиться в рубрике Подписка. Подписные индексы: 71941 (Роспечать), 42263 (Пресса России)

Читать полностью  

Журнал предназначен для учителей, педагогов, воспитателей инновационных школ.

Журнал содержит рубрики:

  • Теория инновационной и экспериментальной деятельности;
  • Заочная школа педагога-исследователя;
  • Инновации в школе;
  • Эксперимент в школе;
  • Вопросы права в образовании;
  • Мастер-класс.

Приглашаются к сотрудничеству авторы. Читайте Условия публикации в журналах>>.

Как подписаться на печатные издания вы можите ознакомиться в рубрике Подписка. Индекс подписки (Роспечать): 71940

Читать полностью  

Журнал адресован педагогам, руководителям инновационных образовательных учреждений.

Выпуск журнала состоит из рубрик:

  • Теория инновационной деятельности
  • Образование в регионах
  • Инновации в школе
  • Педагогическая мастерская

Приглашаются к сотрудничеству авторы. Читайте подробнее Условия публикации в журналах>>.

Как подписаться на печатные издания вы можите ознакомиться в рубрике Подписка. Подписные индексы: 71941 (Роспечать), 42263 (Пресса России)

Читать полностью  

Журнал адресован педагогам, руководителям инновационных образовательных учреждений.

Выпуск журнала состоит из рубрик:

  • Теория инновационной деятельности
  • Образование в регионах
  • Инновации в школе
  • Инновации в ССУЗах
  • Педагогическая мастерская

Приглашаются к сотрудничеству авторы. Читайте подробнее Условия публикации в журналах>>.

Как подписаться на печатные издания вы можите ознакомиться в рубрике Подписка. Подписные индексы: 71941 (Роспечать), 42263 (Пресса России)

Читать полностью  
Инновации и эксперимент в образовании