Инновации и эксперимент в образовании


Автор: Белякова М.М.

Журнал: "Эксперимент и инновации в школе" №1/2013
Раздел: Школа и ФГОС второго поколения, стр. 28-40


Белякова Марина Михайловна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ школы № 605

с углубленным изучением немецкого языка

г.Санкт-Петербурга

marina.belyakova.1964@mail.ru

В данной статье автор рассказывает о своем опыте работы с одаренными детьми, дает практические рекомендации по организации учебной деятельности. Раскрываются основные принципы наставничества и педагогического сопровождения. Автор делится практическими приемами по сопровождению творчески одаренных учащихся и рассказывает о результатах своего педагогического опыта.

Талантами измеряются

успехи цивилизации

Козьма Прутков

Нет пути к успеху. Успех и есть путь к своим талантам. И, ежедневно делая шаги по этому пути, вдруг задумываешься над правильностью парадоксальной мысли: «Успех – это успеть» (М.И.Цветаева).

А если не успеть? Страшно даже подумать, что тогда может произойти… Тогда ты ступишь на тропу, ведущую к самой настоящей трагедии, потому что мечта души, «умысел наш самый тайный», не сбудется. Но это уже из области «вечных проблем», а я не хочу рассуждать: мое дело - действовать, потому что я – учитель и мой долг - помогать каждому ребенку УСПЕТЬ. Мое кредо – педагогическое сопровождение ученика к успеху. Моя педагогическая философия: «Вдохновлять и вдохновляться».

{mosregread}

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОПЫТА

Еще в школьные годы вопрос творчества прочно занял в моей жизни доминирующую позицию, а, когда начались мои учительские будни, с первого года работы в школе после окончания института мне довелось активно включиться в решение данной проблемы, выполняя роль наставника, сопровождающего творчески одаренных детей. И по сей день жизнь дарит мне встречи с нестандартно мыслящими детьми, которых вряд ли можно назвать привычно благополучными как по успеваемости, так и по поведению. Мои увлечения музыкой (я окончила музыкальную школу) и театром, попытки самореализации в области литературного творчества стимулировали меня начать осмысление данной проблемы с себя. Это мне по сей день помогает не только с точки зрения учителя видеть проблемы творчески одаренных детей, но и понимать их, опираясь на свой духовный опыт.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПЕРСПЕКТИВНОСТЬ ОПЫТА

Сопровождение творчески одаренного ребенка, на мой взгляд, – деятельность государственного масштаба, ведь только творческая личность имеет способность к великим открытиям, прозрениям и становится «совестью нации» (А.И.Герцен). И, если у учителя хватит духовных сил и профессиональной компетентности не только открывать таланты, но и направлять их шаги на тропу созидания и успеха, мы станем процветающей нацией и непобедимой могучей державой, которой нет равных во всем мире.

Творческая одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства детей, учителей и многих родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Профессиональное педагогическое сопровождение одаренных детей сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра [2, 6, 7].

Существуют способы выявления таких детей, вырабатываются программы помощи им в реализации своих способностей. Однако проблема психолого-педагогической диагностики и развития высоко одаренных и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и ответственности за их творческую самореализацию остается актуальной до сих пор [1, 3, 4].

Воспитание и обучение одаренных детей - трудная и широкомасштабная задача: тут и соответствующее воспитание и просвещение родителей; тут и соответствующая подготовка учителей ко всему многообразию трудностей и радостей работы с юными талантами. Даже наша медицина должна быть специально подготовлена к тому, чтобы иметь дело с одаренными детьми: многие заболевания, особенно так называемые психосоматические, у них протекают весьма своеобразно и встречаются часто. И, конечно, одаренные дети должны стать предметом специального интереса науки — не только психологии и педагогики, что очевидно, но и генетики и эндокринологии (у одаренных детей другое соотношение мужских и женских гормонов, чем у «обыкновенных») [3, 4 , 5, 7].

Приоритетным направлением развития современной школы является общегосударственная программа поиска, практической диагностики, обучения, воспитания и развития одаренных детей, нацеленная на подготовку творческого человека, талантливых специалистов и плодотворном их использовании. Один из важнейших компонентов, способствующих созданию и поддержанию на высоком уровне научно-технического, политического, культурного и управленческого потенциала страны, - это налаженная система поиска и обучения творчески одаренных индивидуумов.

Главная цель образования раньше определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, сейчас акцент видится в том, чтобы воспитать личность активную, творческую, осознающую глобальные проблемы человечества, готовую посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие нешаблонно, нестандартно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации и таким образом укреплять позиции нашего государства на мировой арене. Из этого следует, что выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из наиболее актуальных и перспективных проблем совершенствования системы образования.

{/mosregread}

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Проблема творческой одаренности в науке. Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой одаренности американцев Дж.Гилфорда, П.Торренса, Ф.Баррона, К.Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б.Блума их последователями была разработана методика обучения одаренных детей. Изучением особо одаренных детей занимался Ж.Брюно. («Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика»). Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин А.М. в работе «Концепция творческой одаренности» и др., Шумакова Н.Б. в ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье «Творческая одаренность в развитии познавательных структур», Юркевич В.С. в «Проблемах диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога".

 

Практические аспекты воспитания и обучения одаренных детей

Стремление к совершенству, к самостоятельности и углубленной работе, нестандартное мышление и склонность к творчеству – эти психологические особенности одаренных детей определяют строгие требования к атмосфере занятий, к методам обучения и к самому учителю-наставнику. По силам ли это неподготовленному учителю? К сожалению, чаще всего нет. Неподготовленные учителя не замечают в толпе сверстников творчески одаренного ребенка, прежде всего, потому, что не знают его психологических особенностей. Чаще неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к одаренным детям, так как такие учащиеся, как правило, нешаблонно мыслят, ставят в тупик своими вопросами, не отличаются старательностью и исполнительностью, нередко относятся к группе так называемых «психологически трудных», а также создают определенную угрозу учительскому авторитету. В случае педагогического сопровождения подобных учащихся вырисовывается проблема: одаренный ребенок нуждается в особом, «своем» учителе, умеющем войти в резонанс с ребенком.

Резонанс — это способ внутреннего настроя на нужную энергетическую волну и получения информации путем полного взаимопроникновения и взаимопонимания. Сложность педагогического сопровождения творчески одаренного ребенка как раз и состоит в том, что учитель, не владеющий данной технологией, не сможет включить в процесс творческого диалога творчески одаренного ученика. Ребенок будет жить в замкнутом пространстве своего внутреннего мира.

Педагогическая технология «РЕЗОНАНСА». Итак, мы сталкиваемся с главной педагогической технологией в работе с одаренными детьми, которую условно назовем технологией « РЕЗОНАНСА». Резонанс — это совпадение частот, вибраций, волн, а также настроений, чувств, мыслей, движений и т.д. Можно свести резонанс к совпадению состояний и соответственно усилению их глубины и качества. Или не совпадению, тогда чья-то волна угасает и перенастраивается в соответствии с волной более сильного источника. Кто-то в нашем окружении умеет нас развеселить, даже если вы печальны? Этот человек перенастраивает вас в соответствии со своим более сильным состоянием. У вас состоялся диалог, в результате которого ваши смутные догадки родили новую идею? Вы вошли в резонанс с мыслями друг друга. Резонанс бывает и не только между двумя людьми, но и в команде, которая, как по волшебству, работает слаженно, словно люди без слов понимают и чувствуют друг друга. Это тоже резонансные взаимодействия и здесь уже нельзя выделить, какой именно это резонанс. Резонируют тела, эмоции, мысли, ощущения, движения.

По мнению психологов, резонанс — это естественное, врожденное свойство человека, которым надо просто-напросто научиться управлять. Тогда оно станет педагогическим умением и превратится в технологию работы с учениками. Вот в этом и заключается алгоритм технологии резонанса в работе с творчески одаренными детьми Овладение этой технологией дает учителю в руки пульт управления как собственными резонансными возможностями, так и возможностями ребенка.

Работая с творчески и академически одаренными детьми, я пришла к выводу, что без овладения данной технологией в работе с подобными учениками о педагогическом сопровождении талантливого ребенка не может быть и речи, так как тогда ученик остается один на один со своей одаренностью, а мы, учителя, становимся лишь сторонними наблюдателями самостийного процесса рождения или затухания творческой личности. Однако вступая в подобный диалог с ребенком, учитель должен осознать всю степень ответственности, которую возложил себе на плечи. Процесс творчества рожден именно поиском собеседника, и творчески одаренная личность ищет неповерхностного, глубокого духовного диалога. Потому от учителя, сопровождающего подобного ученика, требуется полная самоотдача, готовность к сотворчеству с ребенком и трудностям, ибо такие дети весьма непредсказуемы и «проблемны».

 

«Менторство» как форма работы с творчески одаренными детьми

Личность творчески одаренного ученика не укладывается в привычные рамки, оттого, вероятно, и формы работы с такими детьми должны принципиально отличаться от работы с обычными учащимися. Талантливый ребенок особо нуждается в индивидуальном педагогическом сопровождении, наряду с иными технологиями.

{mosregread}

Одной из таких форм работы с творчески одаренными детьми является менторство, то есть индивидуальное руководство, сопровождение или наставничество. У ребенка с необычными запросами, которые трудно удовлетворить в условиях обычного школьного обучения, особенно велика потребность в таких взаимоотношениях с учителем-наставником. Эту индивидуальную форму работы как раз и называют менторством.

Понятие «менторство» связано с историческим толкованием данного термина — наставник, советчик, тот, кем ребенок восхищается, кому стремится подражать, кто оказывает влияние на его жизнь.

МЕ́НТОР (греч. Mentor — "Попечитель") - в древнегреческой мифологии друг Одиссея, принявший попечительство над малолетним Телемахом, когда царь Итаки отправился в поход под Трою. В облике Ментора, чтобы не быть узнанной другими, Одиссею являлась его покровительница — богиня Афина. Отсюда более широкое значение слова "ментор" — маска божества. Позднее слово обрело иной смысл — учитель, наставник. В истории искусства слово близко значению — меценат, донатор.

Менторство как форма сопровождения творчески одаренного учащегося способствует формированию положительного «образа Я» и адекватной самооценки, развитию способностей к лидерству и умений социального взаимодействия, помогает устанавливать длительные дружеские отношения со сверстниками и благоприятствует творческим достижениям. Но для того, чтобы талантливый ребенок смог реализоваться и в коллективе сверстников, учитель должен продумать все аспекты педагогического сопровождения, в том числе и условия формирования успешности.

За многие годы практики работы с творчески одаренными учениками я пришла к выводу, что успешность подобного рода начинаний напрямую связана с готовностью учителя «не экономить» ресурсы своей души. «Менторство» как форма сопровождения – это своеобразное зеркало, где отражаются все достоинства и недостатки учителя, вступившего в подобный диалог с ребенком, а также его такт, педагогическая этика(!)  и способности к сотворчеству (!) Талантливый ребенок учителя просвечивает, словно рентгеном, ища именно близкого по духу, так называемого «своего учителя». И не всегда можно стать тем самым, нужным такому ребенку «своим учителем», но реальность все же требует от нас проникновения даже в непостижимое, ведь профессия «учитель» - особая профессия, напрямую связанная с духовной сферой человека. Менторство как форма педагогического сопровождения важна, так как дает возможность наставнику помочь личности творчески одаренного ученика именно в духовном становлении.

 

Условия успешной работы с одаренными учащимися

Для того чтобы работа с одаренными детьми была благотворной и успешной, необходимо:

- осознание важности педагогического сопровождения творчески одаренных учащихся каждым членом педагогического коллектива ;

- создание и постоянное совершенствование системы педагогического сопровождения как учителем-наставником, так и всем педагогическим коллективом в целом;

- признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с творчески одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы в современных условиях.

Следует отметить, что учитель, сопровождающий творчески одаренного ученика, должен обладать определенными качествами:  глубокое осознание ответственности за судьбу талантливого ребенка; умение продуктивно реагировать на вызов, уметь воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам; готовность нести ответственность за принимаемые решения в сопровождении творчески одаренного ученика; стремление к интеллектуальному самосовершенствованию; готовность учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием.

{/mosregread}

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА СОПРОВОЖДЕНИЯ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

1. Гипотеза. За 27 лет своей педагогической деятельности в школе я пришла к мысли о том, что главное в работе с творчески одаренными учениками - не только разнообразие методик, не только инновационные проекты, а, в первую очередь, умение учителя разглядеть талант ребенка, поверить в него и научить им пользоваться. Для этого свою работу надо выстроить в СИСТЕМУ педагогического сопровождения талантливого ученика, которая складывается из тех аспектов, которые я перечислила в «Своде правил» ( см. далее в данном разделе).

В СИСТЕМУ сопровождения талантливого ученика включаются особые технологии сопровождения в индивидуальной, урочной и внеклассной работе, а также глубокое понимание учителем возложенной на него миссии и духовно зрелое исполнение своей роли. Педагогическая технология «РЕЗОНАНСА» в сопровождении творчески одаренного ученика должна стать основополагающей, а среди разнообразных форм работы предпочтение следует отдавать «МЕНТОРСТВУ», то есть наставничеству. Технологии выявления творчески одаренного ученика сводятся к творческой атмосфере уроков и внеклассной деятельности, а далее – интуиция учителя. Творческий ученик всегда потянется к творческому учителю. По принципу магнита. Основополагающим становится умение учителя преодолеть в себе педагогические и психологические стереотипы в сотрудничестве с такими детьми, и здесь не получится «экономить энергию», а, наоборот, придется стать для одаренного ученика некой «энергетической и интеллектуальной» подзарядкой и помощником в поддерживании духовного равновесия.

Не менее важна роль школы, в которой особое место должно отводиться педагогическому сопровождению талантливых детей. Творчески одаренный учащийся хочет поделиться продуктом своей деятельности, и здесь продуманная внеклассная работа школы в целом – несомненная гарантия успешности учеников.

Здесь уместно вспомнить фразу Антуана де Сент-Экзюпери: «Мы всегда будем в ответе за тех, кого приручили», - и задуматься всерьез над этими словами, ведь легковесное понимание роли наставника ведет к трагедиям. Не осознав этого, просто не стоит вообще начинать работать с творчески одаренным учеником, потому что таинство сопричастности рождению таланта мерками обычной педагогики не измеряется – измеряется оно понятиями высшего духовного порядка ценой на целую человеческую жизнь.

 

Предпосылки возникновения гипотезы.

Сегодня не все помнят о Нике Турбиной (1974—2002) , гениальной девочке, которая в 9 лет была знаменита на весь Советский Союз. Тогда её называли «эмоциональным взрывом», «поэтическим Моцартом», даже сравнивали с А.С.Пушкиным. В 4 года она диктовала матери стихи, и ее талант приводил родных в шок. Девятилетняя Ника Турбина была на пике популярности. На международном поэтическом фестивале «Поэты и Земля» в Венеции ей был присуждён главный приз — «Золотой лев». Как сейчас сказали бы: «Звезда мирового уровня». О ней снимали фильмы, делали радиопередачи, с нею работали психологи, профессора медицины, экстрасенсы и поэты, и все поражались ее одаренности. Евгений Евтушенко принял участие в судьбе Ники Турбиной, и книга стихов девочки под названием «Черновик» с предисловием знаменитого поэта разошлась фантастическим тиражом в 30 тысяч экземпляров.

Налицо педагогическое сопровождение одаренного ребенка не обычным учителем, а известным поэтом. Что может быть лучше?

Однако когда Нике исполнилось 13 лет, о ней вдруг начали забывать. И поэзия отвернулась от нее, отставив ребенка наедине с роковыми вопросами, которые уже задавала не литература, а жизнь. Девочка, стремительно ворвавшаяся в большую литературу, вдруг перестала писать стихи, вернее, писала, но совсем иного качества, не понимая, что же произошло. Судьба Ники оказалась трагической и трудной, как и её характер. Девушка погибла, по нелепой случайности выпав из окна своей квартиры. Она прожила всего 27 лет. Счастливых ли? А может, не стоило поднимать шумиху вокруг ее имени, и тогда Ника Турбина прожила бы обычную жизнь обычного человека? Или при любом стечении обстоятельств все сложилось бы трагически только потому, что она родилась ПОЭТОМ?

 

Принципы педагогического сопровождения творчески одаренного ребенка.

Творчество – сфера духовная, с элементами мистики, подчас совсем необъяснимая. И душа творчески одаренного ребенка как хрустальный сосуд, который при неловком обращении легко разбивается. Но как же тогда работать с такими детьми, чтобы не навредить им? Нужно ли взращивать прежде времени их таланты, помогать их становлению или душеполезней, когда творчество само подаст личности знак, что уже готово выйти на сцену? И можно ли согласиться с мыслью, что «таланту надо помогать, а бездарности пробьются сами»? Рискну ответить. Творчески одаренного ребенка, безусловно, надо поддерживать в восхождении к данному ему таланту, но не забывая о том, что такое подлинное творчество и каково истинное назначение творческой личности.

Об этом замечательно сказал поэт Борис Леонидович Пастернак:

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И здесь кончается искусство,

И дышит почва и судьба.

Поэтому категорически нельзя играть с ребенком в творчество, так как это небезопасно для неокрепшей души. Творчество – тяжелый труд, а не театральное действо, где взрослые имитируют свою заботу о восходящем гении от искусства или науки, на самом деле проявляя любопытство и не желая понять, что одаренному ребенку нужна от взрослых наставников всего лишь СОПРИЧАСТНОСТЬ его судьбе, а остальное он сделает сам, когда придет его время. Исказить понимание сути творчества у ребенка может и раннее признание, и громкий успех, если наставник не подготовит подопечного к этим реалиям заранее.

{mosregread}И все же главным творческим заданием для человека остается непосредственное творение собственной жизни, чему , собственно, и должна помогать, а не мешать одаренность, чему должны помогать родители и учителя. Но это в идеале, а в жизни, к сожалению, случается как раз наоборот.

Творчество не «отражает» жизнь, а само является высшим ее проявлением. Творчество является и одним из способов познания, и без глубокой и прочной духовной базы оно невозможно, а часто заведомо приводит одаренного человека к трагедии. Я солидарна с позицией М.И Цветаевой, которая помогает спрогнозировать судьбу одаренного человека: «Все уроки, которые мы извлекаем из искусства, мы в него влагаем… Все искусство — одна данность ответа». Так случилось и с Никой Турбиной. Неосторожное обращение взрослых с ее даром повлекло за собой все те уроки, которые она получала уже в одиночестве и с которыми справиться не смогла.

Творческая одаренность - прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная духовная и эмоциональная жизнь, а не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность - большое счастье и большое испытание для обладателей подобным Даром, для учителей и для родителей.

Мои выпускники Елесин Алексей и Ионочкин Константин, создавшие, еще учась в школе, популярную в России рок-группу «Война поэтов», в одной из своих песен (альбом «Минута полета») отразили мысль, которая, как мне кажется, является стрежневой в понимании роли взрослого, сопровождающего талантливого ребенка:

Ведь я не просил

Этих крыл

За спиной.

Я не хотел,

Но полетел –

Летим за мной.

Вот и получается, что общение талантливым ребенком должно стать «минутой полета», а учитель обязан научиться услышать этот призыв ребенка: «Летим за мной». Да, это сложно, но выполнимо и возможно при усилии взрослого, потому что иначе крылья за спиной, которых ребенок не просил, станут для него тяжкой обузой, и он разобьется.

 

Роль учителя в судьбе творчески одаренного ученика

Когда в моей педагогической деятельности случаются встречи с талантливыми детьми, я почему-то всегда вспоминаю именно о Нике Турбиной, думая об ответственности выпавшего на мою долю жребия – принять участие в судьбе подрастающей творческой личности.

«Надорванный выстрелом крик» сердца – есть ли в подобном восприятии жизни и в трагическом уходе Ники чья-либо вина? Это не риторический вопрос, ибо, не найдя на него ответ, можно невзначай навредить, желая помочь одаренному ребенку. Вспоминается известная библейская истина: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». 27-летний опыт работы в школе утвердил меня в мысли о том, что судьба каждого юного дарования напрямую зависима от семьи, от школы и от окружения. Эта «ТРИАДА» формирует отношение личности к жизни и творчеству. Легкомысленное, поверхностное или своекорыстное отношение к судьбе одаренной личности всегда провоцирует трагедии, ведь свой духовный и нравственный багаж ребенок собирает в семье и в школе. «Горькие соблазны» тоже могут оказаться запрятанными в том багаже, с которым личность войдет в самостоятельную жизнь. «Горе тому человеку, через которого соблазн приходит», - так евангельская мудрость предупреждает педагога-наставника о глубочайшей ответственности за ошибки в сопровождении юного дарования.

Мы возвратились к умозаключению о том, что участие учителя в судьбе одаренного ребенка – непростая и далеко не исчерпывающаяся высоким уровнем профессионализма миссия, а скорее серьезное испытание, требующее духовной ответственности и самоотдачи. И об этом забывать нельзя. Это первое правило, которое я сформулировала для себя, когда впервые включилась в работу с творчески одаренными учениками, и которого стараюсь придерживаться по сей день.

 

Одаренные дети – какие они?

Талантливые дети с творческим потенциалом - это особые дети, и наши обычные мерки к ним никак не подходят. Такие обычные и подчас не отличимые от сверстников, такие неудобные для родителей, учителей и одноклассников, с ними трудно, они не всегда понятны, они часто раздражают необычностью и парадоксальностью поведения или мышления, а иногда они кажутся весьма посредственными и даже глупыми. Они не такие, как все. Талантливые дети просто другие. И они совсем не похожи на академически одаренных сверстников.

Академическая одаренность - "умение блестяще усваивать, то есть учиться". При этом типе одаренности имеет место достаточно высокий интеллект, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Особенности их познавательной сферы (мышления, памяти, внимания), некоторые особенности их мотивации таковы, что делают учение для них достаточно легким, а в ряде случаев даже приятным. Медалисты, те ученики, которых принято называть гордостью школы, чаще всего принадлежат именно к этому типу одаренности, который нельзя недооценивать. Именно из этих учащихся впоследствии получаются замечательные профессионалы, настоящие мастера своего дела. Академически одаренные ученики успешны. Все в них на поверхности – только бери, при этом, несомненно, кропотливо потрудись для более яркой результативности ребенка и - включай их достижения в перечень своих заслуг. А потом гордись и учеником, и собой. Так случается чаще всего. И именно о таких одаренных детях мы чаще всего вспоминаем в своих педагогических отчетах и методических наработках. А жаль. Ведь так редко в ребенке совмещаются академическая и творческая одаренности. Знаем ли мы об этом, умеем ли отличать одно от другого?

Но давайте все-таки попробуем вглядеться и в творчески одаренных учеников, попробуем заметить их в толпе сверстников. Легко ли таким детям среди ровесников и взрослых? Не хотелось бы ограничиваться банальным «нелегко», хотя все именно так, а подчас и более драматично.

Американский психолог П. Торранс, прославившийся своими исследованиями творческой одаренности, проводил с педагогами опыт, который вызвал потрясение как у испытуемых, так и в СМИ. Но, главное, суть проблемы была высвечена. Он предложил отметить знаком «плюс» те качества, которые учителю нравятся в учениках, а знаком «минус» - то, что не нравится:

Ниже даны личностные и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников:

1. Дисциплинированный.

2. Неровно успевающий.

3. Организованный.

4. Выбивающийся из общего темпа.

5. Эрудированный.

6. Странный в поведении, непонятный.

7. Умеющий поддержать общее дело (коллективист).

8. Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.

9. Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).

10. Занятый своими делами (индивидуалист).

11. Быстро, на лету схватывающий.

12. Не умеющий общаться, конфликтный.

13. Общающийся легко, приятный в общении.

14. Иногда тугодум, не может понять очевидного.

15. Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.

16. Не всегда подчиняющийся большинству или официальному руководству.

Качества, соответствующие четным числам, чаще всего характеризуют творчески одаренных детей. Однако эти качества большинство педагогов, подверженных стереотипу восприятия одаренности, как раз и не отметили.

Страшный в своих последствиях стереотип, распространенный в учительской среде: одаренные - те, кто учится легко и быстро. Психология подчеркивает, что одаренность и знания, одаренность и умения образуют единство, но не тождество. А так ли это существенно? Между тем факты свидетельствуют о тяжелых ошибках, иногда трагических, иногда забавных, которые совершались людьми, намеренно или по неведению отождествлявшими знания и одаренность. Эйнштейн не был утешением и надеждой родителей, учителя считали его неспособным, и за неуспеваемость он был исключен из гимназии. Об учебном потенциале Л.Н.Толстого в сравнении с его братьями наставники писали: «Не хочет и не может». А.С. Пушкин оказался двадцать шестым по успеваемости из 29 выпускников Царскосельского Лицея, показав успехи только в русской и французской словесности, а также в фехтовании. Безусловно, история знает и иные примеры. Вспомним А.С.Грибоедова, И.С.Тургенева, М.Ю.Лермонтова. И все же факты доказывают, что распознать подлинно талантливого ученика, склонного к творческой деятельности, значительно труднее, чем мы предполагаем.

Надо отметить, что ошибки в учительской среде встречаются значительно чаще, чем педагогические озарения. Безошибочно учителя определяют академическую одаренность хорошо успевающих учеников. А как же быть с остальными?

 

Творческая одаренность

Для того чтобы таких детей разглядеть в толпе подобных, необходима хорошо развитая педагогическая интуиция и «творческий пыл» самого учителя. Нужно, чтобы учитель владел педагогической технологией «РЕЗОНАНСА». «Творческий пыл» учителя – это почти из области мифов, так как непомерная загруженность и педагогический стаж свыше 15 лет учителя часто приводит к профессиональному выгоранию. «Выгорание» - функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. А разве можно экономить душу и энергию, работая с талантливым учеником, ведь здесь начинается процесс сотворчества и глубокой сопричастности?

И вот мы приходим к пониманию, насколько сложно творчески одаренному ученику из-за непрозорливости или безучастности родителей, учителей и сверстников. Таких детей могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе, тяжелые личностные драмы в ходе возрастного развития. И очень важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка, как поведет себя школа и учителя. Часто, наряду с гордостью и радостью, такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. И особенно пугает взрослых внутренний мир ребенка, который трудно понять и принять. Но главное – принять, потому что талантливому человеку в первую очередь необходимо, чтоб его принимали в той целостности его «я», с какой он пришел в мир. Сам-то он осознает, что непохож на окружающих его людей.

Об отличии творческих людей от обычных нам свидетельствуют многие факты. Моцарт рассказывал, что музыкальные идеи являются у него невольно, подобно сновиденьям. Гофман признавался друзьям: «Я работаю, сидя за фортепьяно с закрытыми глазами, и воспроизвожу то, что подсказывает мне кто-то со стороны». Ламартин говорил: «Не я сам думаю, а мои мысли думают за меня». Тассо удивлялся тому обстоятельству, что, когда его покидало вдохновенье, он сам путался в своих сочинениях, не узнавал их и был не в состоянии оценить их достоинства. Порой «подсказка» может быть вовсе не столь ошеломительной. Ею может стать равномерное качание люстры или упавшее яблоко, «подсказавшие» Галилею и Ньютону их великие открытия. Ею может быть сон, в котором Д. Менделееву приснилась его знаменитая периодическая таблица.

Понятно, что творчески одаренный ребенок – это особый мир, особое понимание мира и людей. Понятно, что он ДРУГОЙ, понятно, что он ждет от нас иногда большего, чем мы можем ему дать. Понятно, что участие в его судьбе потребует от нас неимоверных духовных и даже физических усилий, а это так мешает обычной жизни обычного человека. Но как же все-таки не «проглядеть» такого ребенка? Как не сломать, не озлобить, не разочаровать, не ввести его в уныние, ибо, как мы уже говорили, «ТРИАДА» - семья, школа и окружение - определяет духовно-нравственные ценности подобной личности и несет за творчески одаренную личность ответственность, как бы это ни отпугивало от назначенной миссии каждую из составляющих процесса становления таланта.

И все же я настаиваю: в наших силах не «проглядеть» новоиспеченного Пушкина, помочь его становлению, чутко и бережно взлелеять его талант. Однако это произойдет только в том случае, если мы не испугаемся предъявлять непомерные требования прежде всего к себе, будем жить напряженной духовной жизнью, беспрерывно трудиться над преодолением в себе педагогического и психологического стереотипа в сотрудничестве с такими детьми, не будем «экономить» свою энергию, а сможем стать для одаренного ученика некой «энергетической и интеллектуальной» подзарядкой и помощником в поддерживании духовного равновесия.

Перспективы педагогического сопровождения творчески одаренного ученика

Одаренность - возможность, а достигнутый уровень мастерства в том или ином деле - действительность. И не всегда талантливый ребенок во взрослой жизни находит силы реализовать свой потенциал, а чаще предпочитает не связывать свою судьбу с творческой профессией, понимая, насколько труден такой путь. Бывает, что мера одаренности ребенка слишком мала для подлинного творчества. И эти обстоятельства тоже должен учитывать учитель, занимающийся с талантливым учеником. Выявившаяся у ребенка музыкальная одаренность ни в коей мере не гарантирует того, что ребенок будет музыкантом. Литературная одаренность – что станет известным писателем. Талант к рисованию – что прославится как художник. Прекрасный голос – что станет выдающимся вокалистом.

Об этом говорится и в знаменитой библейской притче: «Вот, вышел сеятель сеять; и, когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; Иное упало в терние, и выросло терние, и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод...»

А ведь действительно, для того чтобы с успехом возделывать ниву и применять к ней правильные способы обработки, необходимо сначала изучить почву и знать ее состав. Точно так же и с талантом. Его становление многоаспектно и сложно и не всегда дает ожидаемый результат, так как личность – еще и характер отношения к своей одаренности. И не факт, что творчески одаренные дети, с которыми нас столкнула судьба и в которых мы вложим всю душу и много сил, в будущем смогут или же захотят реализовать свой потенциал. Но разве из этого следует, что они не нуждаются в нашей поддержке и в шансе раскрыть свой талант? Ведь человек может прожить всю свою жизнь, даже и не подозревая о тех возможностях, которые ему даны. У Марка Твена есть история об очень незаметном человеке, кажется, он был простым парикмахером, который, попав на небо, вдруг узнает, что его место рядом с великими полководцами. Он очень удивлен, ведь ни в каких сражениях он сроду не бывал, однако выясняется, что здесь места распределяются в зависимости от того, что предназначено человеку, а не от его реальных талантов. Но это в книге Марка Твена, а в жизни совсем иначе. Вот и получается, что задача учителя – помочь творчески одаренной личности не пройти мимо своего таланта.

В современных школах большой процент неуспевающих, дети мало читают, почти ничем не интересуются, как кажется нам, взрослым, их времяпрепровождение удручает. Когда мы сравниваем нынешних учеников с выпускниками, у нас иногда опускаются руки, ибо создается впечатление, что выпускники были талантливее, умнее, ярче, а тем, кого мы учим сейчас, ничего не надо от школы. Так ли это? И куда делись таланты? Демографический спад? Вырождение? Или мы, взрослые, что-то делаем не так? А вдруг это просто самосохранение творческой личности от неумелого вторжения взрослых в его мир?

Поэтому я стараюсь идти в ногу со временем и постоянно учиться, ведь иначе мои будущие одаренные ученики спрячутся от моего неумелого вторжения в их творческие лаборатории. Почувствовать душу ученика можно только в том случае, если не потеряешь дар слышать поступь Времени. Ведь творчество проявляется в самых разных, причем абсолютно новых, формах, многие из которых мы можем не разглядеть, если будем опаздывать. Но, даже успевая идти в ногу со Временем, мы все же должны сопоставлять лицо Времени и его стандарты с Вечностью. Передавая эти умения ученику, мы вправе дать ему такие ориентиры, потому что ведут ориентиры к настоящему творчеству.

Основная идея педагогической системы сопровождения творчески одаренного ученика к успеху.

За долгие годы работы в школе я накопила большой опыт работы с одаренными учениками и пришла к некоторым выводам, которые сложились в свод правил сотрудничества с талантливыми детьми.{/mosregread}

 

СВОД ПРАВИЛ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Проявляй психолого-педагогическую чуткость, зоркость и интуицию в выявлении талантливого ученика.

Начиная работу с одаренным ребенком, осознай полноту ответственности наставника за судьбу юного дарования.

Работа с творчески одаренным ребенком – это сотворчество и глубокая сопричастность его деятельности.

Участие учителя в судьбе одаренного ребенка – непростая и далеко не исчерпывающаяся высоким уровнем профессионализма миссия, а скорее

серьезное испытание, требующее полной самоотдачи.

Будь готов к трудностям в психолого-педагогическом сопровождении одаренного ученика , проявляй терпение, такт и предъявляй непомерные требования прежде всего к себе.

Живи напряженной духовной жизнью, беспрерывно трудись над преодолением в себе педагогического и психологического стереотипа в сотрудничестве с талантливыми детьми, не «экономь» энергию, а стань для одаренного ученика некой «энергетической и интеллектуальной» подзарядкой и помощником в поддерживании духовного равновесия.

Работай над расширением кругозора юного дарования, так как творчество без такого багажа приведет в тупик.

Уходи от стереотипов в методике работы на уроках, во внеклассной деятельности и в индивидуальной работе с одаренными детьми.

Осуществляй работу с родителями юного дарования, находи с ними общий язык и не действуй вопреки их воле относительно судьбы юного дарования.

Активно помогай талантливому учащемуся в реализации творческих планов участием во всевозможных творческих конкурсах и проектах.

Помоги одаренному ребенку найти свой путь, не упрощая подлинные задачи творчества и творческой личности.

 

Некоторые практические приемы в сопровождении творчески одаренного ребенка

РОЛЕВЫЕ УРОКИ «ПОГРУЖЕНИЯ.

Задача номер один – выявить творчески одаренного ученика. Для этого очень продуктивны ролевые уроки «погружения». Методика урока проста, но это не значит, что успех гарантирован заранее. Для успеха нужна полная отдача, как от учителя, так и от учеников, а также полное взаимопонимание и жажда творчества. Учитель обозначает заранее тему урока, дает групповые, индивидуальные и творческие задания. Получив роль, ученик должен изучить материал по теме урока с условием, чтобы, оказавшись в определенных условиях, заданных на уроке учителем, иметь возможность включаться в ролевую игру через заданный образ-роль. Учитель до проведения урока рассказывает только фабулу урока: время действия, место действия, перечень действующих лиц-героев и ролевую ситуацию урока. Наравне с учениками он «погружается» в тему урока, выбрав для себя роль.

Урок становится для детей решением неожиданных для них ситуаций, «погружением в эпоху. Театрализованные ролевые уроки «погружения» не могут быть заранее отрепетированными – в них должны быть экстремумы, требующие креативных решений, опирающихся на глубокий багаж знаний по теме. Это уроки настоящего творчества, в которых опытный наставник сразу увидит одаренных учеников.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Объединить учеников разных возрастных групп и увлечений сложно, но именно в проектной деятельности творчески одаренный учащийся обретает веру в свои силы и ощущает, что у него есть единомышленники. Мне, к счастью, это удалось в реализации проекта «Неделя творчества» в 2012 году на базе нашей школы. Юные музыканты, художники, дизайнеры, актеры, журналисты, технари, компьютерщики, писатели – всех не перечислишь! – сплотились в процессе подготовки к выставке картин, выпуску Литературного буклета «Carpe diem», рекламы ко всему действу, организации радиопередачи и презентации творческой группы юных писателей. Кроме всего, в течение недели всех посетителей выставки сопровождали актеры, по своему почину решившие, что у данной выставки должны быть меценаты, как в старые добрые времена. Ребята-актеры назвались четой господ Третьяковых. Они проводили экскурсии по школе, собирая в «Журнал выставки» отзывы и предложения посетителей. Радиотрансляция ежедневно анонсировала школу о новостях Недели творчества. Финалом выставки стала фееричная презентация брошюры произведений наших юных литературных дарований.

Лаборатория сотворчества. Диалог с талантливым ребенком.

Вряд ли учитель может научить писать прозу, стихи, ведь он не писатель, но в исповедальном диалоге с ребенком происходит взаимообогащение опытом творчества. Отмечу, что творчески одаренный ребенок ждет от наставника не советов, а именно СОТВОРЧЕСТВА, СОПРИЧАСТНОСТИ. Поэтому я в индивидуальной работе с творчески одаренными учениками стараюсь «включиться» в идею, которая владеет душой ребенка, вступить с ним в резонанс и в творческом диалоге пытаюсь решать те задачи, которые, во-первых, духовно формируют личность, во-вторых, демонстрируя опыт творчества взрослого на равных с ребенком, вводят ученика в мир поэзии, прозы или других видов искусства.

Главное, чего я принципиально не делаю, – не ВОСПИТЫВАЮ словами и по заранее известному образцу «так можно» - «так» нельзя»- «так надо».

Ребенок, кстати, может указать на мои промахи, ошибки, мы спорим о точности-неточности художественных образов друг у друга. И, когда такое происходит, я радуюсь – почва готова дать хороший урожай.

Приведу небольшой диалог с выпускницей 2012 года Сабяниной Анастасией. Думая о судьбе человека, мы откликались на мысли друг друга. Она написала:

Погружаясь в белые облака,

Замечая переход слоёв, пух,

Думаешь,

насколько вселенная глубока

И как долго можно жить,

ничего не вдохнув.

На стихотворение ученицы я ответила так:

Дуновенье полета,

и кажется синим

Это небо в глазах

лишь на призрачный миг.

…ветер листья сорвет,

век за веком отхлынет….

И лицо, воскресая, почувствует Лик.

Творчески одаренный ученик во внеклассной деятельности

Внеклассная деятельность – нераспаханное поле деятельности для педагога. Здесь ребенок не скован домашними заданиями и оценками, здесь он раскрепощен и обнажен перед вами, здесь его человеческие качества проявляются во всем спектре личности. Только твори вместе с ним и в процессе творчества помогай становлению его духа.

Я получаю неописуемое удовольствие, ставя спектакли со своими учениками, готовя с ними музыкальные выступления, внеклассные проекты. Главным во время подготовки спектакля является умение педагога включить ребенка в процесс коллективных творческих дел (КТД), тогда и коэффициент качества будет высоким, и ученику будет казаться, что все он сделал сам.

Методика «Коллективное творческое дело» И.П.Иванова и Ф.Я.Шапиро (60-е годы ХХ века) известна как коммунарская методика. В основе ее три основные идеи: а) коллективное (совместная работа взрослых и детей); б) творческое (нестандартное, нешаблонное, создаваемое в совместной творческой деятельности детей и взрослых); в) дело (занятие, действие, мероприятие как забота об улучшении жизни).

В данном процессе роль учителя незаметная. Надо научиться организовать детей так, чтоб они не почувствовали, что ими целенаправленно руководит педагог. Задача не из легких. Но здесь возникает самая настоящая лаборатория творчества. Главное – забыть, что ты НАД детьми, что ты ОРГАНИЗАТОР, РУКОВОДИТЕЛЬ, а почувствовать в себе склонность к СОТВОРЧЕСТВУ с ребенком. Я очень радуюсь, когда у меня это получается. Именно во внеклассной деятельности проявляются дети, одаренные в области музыки, театра, кино. Одаренность в области литературы также находит здесь применение - в написании сценария, в режиссуре спектакля. Я всегда ребенка делаю своим помощником, и тогда его творческий потенциал готов к раскрытию и реализации.

 

{mosregread}Система работы школы в сопровождении творчески одаренного ребенка

В работе с одаренными детьми важную роль играет не только личность наставника и степень его мастерства, но и система работы школы в целом. ГОУ школа №605 Выборгского района, в которой я преподаю, отличается бережным отношением к ярким творческим индивидуальностям учащихся, поэтому среди наших выпускников так много известных людей, состоявшихся в сфере искусства и науки. Школа гордится ими. И, главное, достигнув известности, наши выпускники не забывают о школе, что говорит в пользу той доброжелательной атмосферы для творчества, которая была создана администрацией школы и учителями в момент становления их талантов.

Наши традиционные школьные праздники, которые организует завуч по внеклассной работе Евстифеева А.В., активизируют творчество музыкально и театрально одаренных учащихся; в школе проводятся конкурсы авторской песни, авторской поэзии, рок-фестивали и другие не менее интересные мероприятия. Многие учителя тоже активно включаются в творческий процесс. И администрация – не исключение. Часто ученики видели на сцене в разных актерских амплуа Лукашеву Е.Н., долгие годы проработавшую завучем.

Директор нашей школы Е.Б. Поломошнова под бурные аплодисменты учеников вдохновенно играла в учительских спектаклях свои многочисленные роли. Нередко выступления на школьной сцене объединяли учеников и учителей. Учитель музыки Александрова С.С. и учитель математики Чернова Е.В. всегда помогают как советами, так и деятельным участием юным актерам, музыкантам, с удовольствием выступают в театральных и музыкальных проектах вместе с учениками. Р.Ю. Дамм, завуч по ШИЗ много лет была вдохновителем школьной газеты «Наш городок», которую под ее руководством издавали учащиеся школы. Коллектив «Нашего городка» неоднократно становился лауреатом городских конкурсов. Мы поем, сочиняем, играем на сцене наравне с учащимися, мы с ними советуемся в выборах костюмов. Мы готовим их к участию в олимпиадах, конкурсах, в которых они побеждают. Мы живем общей школьной жизнью, которая объединяет нас всех вместе и создает благоприятный микроклимат как для учебной деятельности, так и для индивидуального творчества. А это много стоит, ведь атмосфера школы, в которой процесс обучения сопряжен с сотворчеством, позволяет творчески одаренной личности заявить о себе вслух. Таким образом, в нашей школе созданы условия, в которых юное дарование само помогает себя найти. А дальше – индивидуальная работа с наставниками-учителями. Учителя нашей школы не боятся включаться в работу с одаренными учениками, несмотря на то, что понимают, насколько этот процесс трудоемкий и духовно изматывающий. Нам он доставляет радость сотворчества.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА. УСПЕХИ МОИХ ВЫПУСКНИКОВ И УЧЕНИКОВ

Рок-группа «Война поэтов». Их первые выступления состоялись на школьной сцене в 1996 году; тогда их коллектив назывался «FильтR». На данный момент ребята выпустили диск «Минута полета», выступали на радио, в разных городах России, Германии, Франции. Яркий творческий потенциал Алексея и Константина проявлялся скорее не на уроках, а именно в творческой деятельности. Они из тех, кого психологи называют творчески одаренными. Тексты их песен говорят сами за себя, а музыка надолго запоминается, включая слушателей и зрителей в глубокие размышления о жизни, о человеке.

Небо над нами разольется.

Неба нам больше достается,

Только не сбейся с пути,

Шаг. Шаг. – Летим.

или:

Слушай, мне так интересно,

Какое место под солнцем мое.

Слушай, а может, зря мы

Вырыли яму и сами – в нее

Саша Даль - сценический псевдоним (Александра Василькова) - певица, композитор и поэт, музыкальный продюсер. Саша в 13 лет начала писать музыку и стихи, выступала на школьной сцене, сейчас - лауреат международного конкурса «SuperVoice», лауреат «Песни Года -2003» с песней «Синяя птица», в качестве композитора работала над фильмами «Карамболь», «Опасная связь», осуществляет концертную деятельность на лучших площадках Москвы и Санкт-Петербурга, печатает свои стихи. Первый сольный диск Саши Даль. Примечание: Теперь «Война поэтов» и Саша Даль объединились в группу «Фрукты» и являются постоянными участниками телевизионного проекта «Вечерний Ургант». Песни в их исполнении мы можем слышать ежевечерне.

Прошина Елена – поэт, переводчик. Уже учась в 10-11 классах, Елена была дважды победителем городского тура Всероссийской олимпиады по литературе (1 место) в номинации «Поэтическое творчество», успешно поступила в Литературный институт имени А.М. Горького сразу же после школы. В 2009 году вышла книга Елены «Память потолка», в 2011 году она выиграла конкурс в Сеуле на лучший перевод современной корейской прозы на русский язык. О творчестве Елены есть отзывы литературных критиков и профессиональных поэтов. А.Ганиева пишет: «Стихи Елены Прошиной рождаются за периметром строгой геометрии, их нельзя догнать аналитическим скальпелем. Они, как заклятие, погружают читателя в лингвистический лабиринт, из которого нет выхода».

А вот и стихи:

Хорошо бы быть в ряду Фибоначчи:

Как будто бы я число, и никак иначе.

Как будто бы я в числе ( как в траве по Уолту)

Перемещаюсь, вспарываю числовую аорту.

Как будто бы нет конца

И как будто бы нет начала,

Как будто сама система меня умолчала.

Сивак Светлана – драматург, сценарист. Учась в 10-11 классах, Светлана была дважды победителем городского тура Всероссийской олимпиады по литературе (1 и 2 место) в номинации «Творчество юных. Проза». Закончила факультет экранных искусств по специальности «Драматургия» в СПбГУКиТ. Является сценаристом ряда художественных фильмов, уже вышедших на экран : «Любимая дочь Папы Карло», «Антракт» и других. Принимает активное участие в мероприятиях как Всероссийского, так и Международного уровня в области кино.

Дриневская Марина, режиссер игрового кино, преподаватель СПБГУ КиТ. Еще учась в школе, Марина была активным участником театральной студии, руководителем которой я являлась. Молчаливая и вдумчивая девочка предпочитала быть в тени сверстников, и о ее многочисленных дарованиях вряд ли можно было догадаться, если бы она не пришла на занятия кружка. На уроках Марина проявляла исключительно литературную одаренность и талант к рисованию. Сейчас в багаже Марины отмеченные жюри конкурсов разного уровня игровые фильмы, она преподает режиссуру в СПБГУКиТ. И признание ее таланта не является случайностью – из творчески одаренного ребенка она стала талантливым профессионалом в области режиссуры. На данный момент Марина в вузе читает лекции и ведет практические занятия у моей выпускницы 2012 года Сабяниной Анастасии. Получается, я передала «из рук в руки» одну выпускницу другой. И мне, как учителю, так отрадно наблюдать подобное стечение обстоятельств. А вдруг это все же не случайность?

Мавлеев Донат, студент режиссерского факультета, учится в Германии. Донат в 11 классе был победителем Городского конкурса чтецов (1 место), успешно ставил спектакли с одноклассниками и активно выступал на школьной сцене. Он участник музыкальной группы «Doriana», сочиняет песни, исполняет их. Группа известна как в России, так и в Германии. Сейчас он учится режиссуре в Германии, но через несколько лет вернется в Россию, и, вероятно, наше кино обретет в его лице талантливого актера и режиссера игрового кино. По характеру Донат человек целеустремленный, который не играет в творчество, а кропотливо трудится, поэтому я уверена в успешности его начинаний.

Ольга Дэрруис-Бессон, известная журналистка в Париже. О. Дэрруис-Бессон берет интервью у Михаила Шемякина на выставке в Париже. Ольга Дэрруис-Бессон (Сивкова), учась в школе, пробовала себя в разных видах искусства: рисовала, писала стихи, прозу, переводила. Выпускница 1990 года, она после успешного окончания вуза в Санкт-Петербурге решила попытать счастья в Сорбонне. И, на удачу, поступила. Теперь она известный журналист в Париже. Я горжусь своей успешной выпускницей, с которой мы до сих пор поддерживаем теплые дружеские отношения.

Алиса Клиентова, поэт и организатор литературной группы Санкт-Петербурга «Трактиръ Грааль». Алиса – моя выпускница 1993 года, окончила школу с серебряной медалью, потом вуз по специальности «Экономика и управление», на данный момент успешно совмещает профессиональные и творческие интересы, состоит в редакции журнала «Грааль» и публикует свои произведения.

Вот фрагмент ее творчества:

Был Вечный Абсолютный Нуль...

И было Слово.

Из колыбели звездных бурь

Возникли вдруг первоосновы

По мановению руки.

Себе подобных создавая,

Творец оставил им стихи

Заместо крыльев. Быль иная

Явилась миру. Стих развился,

К доктрине моды, новизны,

К ушам глухим приноровился.

Скорбя под бременем вины,

И, осознав бескрылость фраз

И рук картинное томленье,

Глядит тоскливый Божий глаз

На мир в агонии паденья.

Забыв, что в вихре звездных бурь

Еще до Божьего касанья

Неисчислимый Вечный Нуль

Служил основой Мирозданья.

Анастасия Сабянина, выпускница 2012 года, будущий сценарист, учится в СПБГУ КиТ. Уже учась в школе, Анастасия опубликовала свои рассказы в литературно-дискуссионном журнале «Писатель. ХХI век» (выпуск №6, 2010). Проза юного автора вызвала резонанс, а комментарий к публикации с оценками рецензентов-профессионалов в области литературы содержали неоднозначные и подчас полярные мнения. Одно из них кажется наиболее интересным: «…предельно искренно пишущий человек в данном случае представляет не только самого себя… за ним скрывается, вероятно, уже народившееся общественное явление невиданного ранее масштаба» («Писатель. ХХ1 век», выпуск 6, стр.136, …Pisatel'._XXI_vek''.html).

Подшивалова Александра, выпускница 2012 года, будущий журналист, учится в СПбГУ КиТ. Саша – неординарная ученица из тех самых «проблемных», с которыми трудно работать, но мы с ней нашли общий язык, и сотрудничать с эти ребенком мне было удивительно интересно. Не буду перечислять многочисленные дипломы ее побед и успехов, как в области журналистики, так и в области поэзии, просто процитирую ее стихи. Они скажут значительно больше моих слов.

"Я" - затерялось,

Сном окутана жизнь.

Тень волочит

свои уставшие ноги.

И в небе    над путником

вьёт виражи

Ворон облезлый,

до смеха убогий.

Никитина Е., Сауткина А., Быкова М., Жаворонкова М., Белякова Т., Ваулин А., Уразова А., Макарова Е. - список выпускников можно было бы продолжать еще очень долго, прибавив к творчески одаренным одаренных академически, рассказав о медалистах, о кандидатах и докторах наук, о выпускниках, которые стали учителями и с которыми мы трудимся бок о бок, однако вряд ли это необходимо. Мои выпускники – моя гордость и свидетельство о том, что мой труд не навредил им и направил к успеху.

В 2011 году наша школа обрела 2 лауреатов и стипендиатов приоритетной государственной программы «Талантливая молодежь России». Ими стали Сабянина Анастасия и Звенигородская Юлия, мои тогда еще ученицы 11 «А» класса, в котором я преподавала литературу и являлась классным руководителем. Обе ученицы уже имеют публикации. В 2012 году Подшивалова Александра и Сабянина Анастасия стали победителями Всероссийского Фестиваля детского литературного творчества и победителями Городского конкурса «Творчество юных» в номинациях «Проза» и «Поэзия». Обе ученицы по окончании школы выбрали творческие профессии: сценарист и журналист. Звенигородская Юлия предпочла искусству науку и поступила в СПБГУ на клиническую психологию, но литературному творчеству не изменяет.

Главным результатом своей педагогической деятельности в сопровождении творчески одаренного ребенка я считаю удачи своих выпускников и учеников, их духовные победы во взрослой жизни.{/mosregread}

 

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОПЫТА.

Свой опыт по педагогическому сопровождению творчески одаренного ребенка я могу рекомендовать преимущественно учителям гуманитарных дисциплин, особенно словесникам, работающим с творчески одаренными детьми. Возрастная группа учащихся – 5-11 классы. Я представляла свой опыт на конференциях в своей школе, районе и Санкт-Петербурге, на педагогических конкурсах, давала открытые уроки для студентов, на городских конференциях, писала и публиковала в электронных СМИ свои статьи.

ПОСЛЕСЛОВИЕ.

28 долгих, но промчавшихся, как один день, «педагогических» лет я проделала много шагов к успеху вместе с моими учениками, чтобы «умысел наш самый тайный», душа каждого из дарованных мне для встречи совершила восхождение к своему таланту. Я знаю, что успех и есть путь к своим талантам, но существует еще одна сторона успеха – это общественное признание, когда человек ощущает себя состоявшейся личностью.

Я спокойна: мои выпускники нашли себя и успешны. Жизнь продолжается. Я снова ищу творчески одаренных, вглядываясь на уроке в глаза нынешних учеников, и опять цветаевская мысль торопит меня к действию, ведь «успех – это успеть». Да и разве могу я рассуждать: мое дело - действовать, потому что я – учитель и мой долг - помогать каждому талантливому ребенку УСПЕТЬ.

 

Литература

  1. Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.
  2. Психологический очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
  3. Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М.: Знание, 1991.
  4. Дворянцева С.Е. Работа с одаренными детьми – ключевое направление "Нашей новой школы". // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2011. - №5.
  5. Масленникова Н.А. Индивидуальная консультация и проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми на уроках изобразительного искусства. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2012. - №4.
  6. Сиденко А.С. Секреты продуктивного профессионального общения при введении ФГОС второго поколения в школе: от теории к практике. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2011. - №6.
  7. Сиденко Е.А. Тренинг мотивации достижения в зарубежной психолого-педагогической практике // Инновационные проекты и программы в образовании - 2010. - №5.

 

 
Инновации и эксперимент в образовании