Инновации и эксперимент в образовании


Автор: Белорукова Е.М.

Журнал "Муниципальное образование:инновации и эксперимент" № 2 (2011)
Раздел: "Экспериментальные площадки", стр. 73

Белорукова Е.М.
кандидат педагогических наук
руководитель научно-методического центра
развития начального и дошкольного образования АКИПКРО
г. Бийск

Краткие методические рекомендации по итогам эксперимента
«Апробация механизма введения ФГОС в практику начальной школы»

Что можно рекомендовать школам, перешедшим в пилотном режиме на ФГОС
второго поколения с 1 сентября 2010 года?

В соответствии с приказом Управления Алтайского края по образованию и делам молодежи № 2920 от 15.07.2009 «О подготовке к переходу начальной школы на новые образовательные стандарты» для участия в эксперименте по апробации механизма введения ФГОС второго поколения в практику начальной школы было определено 18 общеобразовательных школ края.

Целью эксперимента было определение способов и последовательности действий педагогического коллектива по созданию развивающей образовательной среды, соответствующей требованиям образовательного стандарта второго поколения.

Цель эксперимента конкретизировалась в задачах:

 

  • определение эффективных способов управления на внутришкольном уровне введением государственного образовательного стандарта второго поколения в практику работы образовательного учреждения;
  • отработка процедуры создания образовательной программы для начальной школы;
  • отработка процедуры создания внутришкольной системы оценки качества начального образования.

 

В соответствии с целью и задачами эксперимента работа осуществлялась по двум направлениям:

 

  1. Апробация управления введением федерального государственного образовательного стандарта в практику работы школы;
  2. Апробация деятельности педагогического коллектива по организации образовательного процесса соответствующего требованиям ФГОС.

Результатами эксперимента стали:

Основными результатами экспериментальной деятельности стало:

  • в соответствии с критериями готовности общеобразовательного учреждения к переходу на ФГОС второго поколения определены риски и проблемные места в подготовке школы к переходу на ФГОС второго поколения;
  • выявлены эффективные способы приведения образовательной среды школы в соответствие с требованиями нового образовательного стандарта.

 

Настоящие краткие методические рекомендации призваны помочь педагогическому коллективу школ, перешедших в пилотном режиме на ФГОС второго поколения с 1 сентября 2010 года в следующем:

 

  • привести в соответствие с требованиями ФГОС локальную нормативную базу образовательного учреждения;
  • запустить работу по подготовке всего педагогического коллектива к постепенному переходу на работу по образовательным стандартам нового поколения;
  • выстроить систему работу по апробации содержания нового образовательного стандарта.

2. Критерии готовности образовательного учреждения к переходу на работу по федеральным государственным образовательным стандартам второго поколения.

  1. Разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения.
  2. Нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями стандарта (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.).
  3. Приведены в соответствие с требованиями стандарта начального общего образования должностные инструкции работников образовательного учреждения.
  4. Определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования.
  5. Разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ.
  6. Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями дополнительного образования детей).
  7. Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения стандарта.
  8. Осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно, по мере введения стандарта начального общего образования).
  9. Обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями стандарта.

Представим в соответствии с данными критериями выводы и рекомендации по подготовке школы к переходу на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.{mosregread}

3. Разработка и утверждение образовательной программы начального общего образования.

С точки зрения требований федерального государственного образовательного стандарта второго поколения структура образовательной программы ступени может включать следующие разделы:

 

  • пояснительная записка ступени;
  • планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
  • образовательный план;
  • рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин;
  • программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
  • программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся;
  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • программа коррекционной работы (данная программа разрабатывается, если в образовательном учреждении есть дети с ограниченными возможностями здоровья);
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

В конце образовательной программы школы находится лист внесения изменений и дополнений. Основная образовательная программа начального общего образования, разработанная на основе ФГОС, содержит обязательную часть (80 %,) и часть, формируемую участниками образовательного процесса (20 %). Если такая программа для ступени начального общего образования разрабатывается в Вашей школе, то в 20% её объёма может быть включено содержание, отражающее национально-региональные особенности, интересы участников образовательного процесса и др.

Содержание, формируемое участниками образовательного процесса, может быть включено в соответствующие разделы основной образовательной программы или компактно представлено в виде небольших по объёму самостоятельных рабочих программ учебных предметов, факультативов, включённых в образовательный (учебный) план школы.

В соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов второго поколения внеурочная образовательная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса и образовательной деятельности школы.

Это означает, что дополнительные образовательные программы (программы внеурочной образовательной деятельности школьников) являются составной частью образо-вательной программы школы.

Пояснительная записка образовательной программы ступени образования может содержать:

 

  • социальную характеристику учащихся данной школы определенного возраста, отражающую особенности контингента (её можно рассматривать как своеобразную фиксацию социально-психологических особенностей детей на входе, обуславливающих выбор школой образовательной системы);
  • целевые ориентиры ступени образования для данной школы, в том числе задачи, решаемые учащимися, задачи, решаемые педагогами;
  • краткую характеристику видов деятельности, организуемых в школе и адекватных возрастным возможностям учащихся, используемых в обучении образовательных технологий;
  • планируемые результаты освоения образовательной программы, способы и формы их оценивания.

 

Планируемые результаты освоения образовательной программы в соответствии с требованиями нового образовательного стандарта и целевыми ориентирами школы содержат три группы:

 

  • предметные результаты (указывается минимум предметных знаний в соответствии со стандартом и перечень предметных результатов, определяемых используемыми школой УМК и дополнительными учебными курсами, выходящими за рамки требований стандарта); предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по по-лучению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира - ключевые понятия, теории, существенные свойства изучаемых объектов и отношения между ними, универсальные и предметные способы действий;
  • метапредметные результаты (указываются обобщённые способы деятельности, обеспечивающие освоение предметного содержания, умения учебной деятельности); Например, освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
  • личностные результаты (указываются ценностные ориентации школьников, социальные чувства, индивидуальные психологические характеристики, воспитываемые и развиваемые у учащихся в соответствии с целевыми ориентирами школы). Например, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.{/mosregread}

В данном разделе представляются образовательные результаты, гарантируемые данной школой и контрольно-измерительные материалы для оценки результатов выполнения ООП. Содержание и структура планируемых результатов определяются их основными функциями:

 

  1. служить критериальной основой для оценки выполнения Требований стандарта к результатам деятельности системы образования в целом и к результатам деятельности ее отдельных субъектов (образовательных учреждений, педагогов, обучающихся);
  2. являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.

Основными адресатами и пользователями планируемых результатов являются: лица, принимающие решения о развитии системы образования на разных ее уровнях (федеральном, региональном, муниципальном); учащиеся и их родители; учителя и школьные психологи; руководители образовательных учреждений; авторы программ и учебников; разработчики измерительных материалов; сотрудники различных служб контроля и оценки качества образования.

4. Приведение локальной нормативной базы образовательного учреждения в соответствие с требованиями стандарта.

В локальной нормативной базе общеобразовательного учреждения, переходящего на работу по новым образовательным стандартам можно выделить две группы:{mosregread}

 

  1. Локальная нормативная документация, институализирующая работу по подго-товке общеобразовательного учреждения к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
  2. Локальная нормативная документация, институализирующая изменения в образовательном процессе школы.

Локальная нормативная база школы, институализирующая работу по подготовке общеобразовательного учреждения к внедрению федеральных государственных образова-тельных стандартов второго поколения может состоять из следующих документов:

 

  • приказ «О создании и полномочиях Совета по введению ФГОС второго поколения»;
  • положение о Совете по введению ФГОС общего образования второго поколения;
  • приказ «О создании и полномочиях рабочих группы по введению ФГОС нового поколения»;
  • приказ «О распределении обязанностей по разработке проекта модернизирован-ной образовательной среды начальной ступени общеобразовательного учреждения»;
  • приказ «Об утверждении плана-графика введения ФГОС нового поколения на на-чальной ступени обучения».

Примеры локальной нормативной документации, институализирующей работу по подготовке общеобразовательного учреждения к внедрению федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, представлены в приложении 2.

Локальная нормативная документация, институализирующая изменения в образовательном процессе школы может состоять из следующих документов:

 

  • приказ о переходе классов школы на работу по новым образовательным стандартам в соответствии с планом-графиком введения ФГОС второго поколения;
  • приказ об утверждении образовательного плана школы (для классов, перешедших на новый образовательный стандарт), соответствующего базисному образовательному плану 2009 года;
  • приказ о введении новых должностных инструкций учителя начальных классов и заместителя (заместителей) руководителя общеобразовательного учреждения, курирующего (курирующих) начальную ступень;
  • положение о порядке распределения стимулирующей части ФОТ (в котором должно найти отражение стимулирование деятельности педагогов, перешедших на работу по ФГОС второго поколения);
  • положение о внеаудиторной занятости (где может быть отражена модель организации внеурочной образовательной деятельности учащихся).

Кроме того, должны быть внесены изменения в устав школы. Изменения должны быть связаны с изменениями:

 

  1. В цели образовательного процесса.
  2. Перечне типов и видов реализуемых образовательных программ.
  3. Основных характеристиках организации образовательного процесса, в том числе:
  • в правилах приёма обучающихся в ОУ (ФГОС второго поколения предполагает заключение договора между школой и семьёй учащегося);
  • системе оценок при промежуточной аттестации, формах и порядке ее проведения;
  • режиме занятий обучающихся;
  • порядке регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);
  • финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения.

5. Составление перечня учебников, соответствующего требованиям ФГОС.

Федеральный перечень учебников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения не определён, продолжается федеральная экспертиза учебно-методических комплектов, входящих в федеральный перечень учебников, рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе начальной школы на текущий учебный год.

Вместе с тем, необходимо начинать работу по составлению такого перечня на уровне школы. Поэтому целесообразно привлечь учителей начальных классов к анализу вариативных учебно-методических комплектов.{/mosregread}

Для методического анализа учебников можно разработать собственную критери-альную базу, соответствующую требованиям нового образовательного стандарта (более эффективный подход для включения педагогов начальной ступени в анализ) или воспользоваться таблицей 1.

Таблица 1

Оценочный лист учебно-методического комплекта для начальной школы

 

Критерии 
оценки


 

 

УМК

Входит в Федеральный
перечень учебников
Соответствует современным целям начального образования Обеспечивает формирование учебной деятельности Отвечает возрастным особенностям младших школьников Отвечает санитарно-гигиеническим нормам Отвечает правилам оформления Примечания

 

6. Организация работы педагогического коллектива, переходящего на работу по ФГОС второго поколения.

Методическую работу с педагогическим коллективом, переходящем на работу по новым образовательным стандартам целесообразно организовать в форме работы проектных групп в соответствие с планом модернизации образовательной среды начальной ступени школы по следующим направлениям:

 

  • анализ материально-технического и информационно-методического и кадрового обеспечения образовательного процесса школы с точки зрения требований нового образовательного стандарта осуществлялся с целью выявления проблемных мест в школе и определения способов их устранения;
  • разработка (корректировка, внутренняя экспертиза) образовательной программы начального общего образования;
  • разработка модели и программ внеурочной образовательной деятельности младших школьников;
  • разработка внутришкольной системы оценки качества начального общего образования.

На основании выводов, полученных в результате анализа администрации школы целесообразно составить план обновления материально-технического и информационно-методического обеспечения образовательного процесса, определить источники финансирования, осуществить внешнее (по плану) и внутренне (семинары, круглые столы, мастер-классы и пр.) повышение квалификации учителей начальных классов по вопросам, связанным с введением федерального государственного образовательного стандарта второго поколения.

Характеристика необходимого ресурсного обеспечения осуществляется, исходя из их необходимости для достижения планируемых результатов, гарантированных данным образовательным учреждением.

Планирование обновления ресурсного обеспечения образовательного процесса в начальной школе предполагает разработку модели ресурсного обеспечения образовательного процесса в начальной школе, определение необходимых действий, сроков и путей их реализации. Примерная структура модели ресурсного обеспечения образовательного процесса начальной школы представлена в таблице 2. (подробно в печатной версии журнала).

Формы мероприятий по подготовке педагогического коллектива к переходу на ра-боту по новым образовательным стандартам: круглые столы; семинары (в том числе про-ектировочные); конференции; сетевые события; выступления в СМИ.

Разработка образовательной программы начального общего образования, модели и программ внурочной образовательной деятельности и внутришкольной системы оценки качества начального образования целесообразно осуществлялась в процессе реализации следующих действий: 1)анализ имеющегося в школе опыта (образовательной программы, модели внеурочной образовательной деятельности, системы оценки образовательных дос-тижений младших школьников); 2) выбор формы проектирования; 3) проектирование но-вых средств образования (образовательной программы, модели внеурочной образователь-ной деятельности, программ внеурочной образовательной деятельности, внутришкольной системы оценки качества начального образования); 4) экспертиза полученных продуктов.

Анализ имеющегося опыта (образовательной программы, модели внеурочной обра-зовательной деятельности, системы оценки образовательных достижений младших школьников) предполагает рассмотрение её структуры, каждой части в отдельности и взаимосвязи частей. В ходе анализа выявлялись слабые стороны имеющегося документа с точки зрения требований ФГОС.

Определение формы проектирования зависит от сложности задач, сформулированных на основе проделанного анализа. Наиболее эффективно работа осуществляется проектными микрогруппами, самостоятельно выполняющими часть работы.

Общее руководство работой проектных групп осуществлялось одним из руководителей школы, координация действий осуществлялась на совместных заседаниях проектных групп.

Готовые продукты (образовательная программа, модель внеурочной образовательной деятельности, система оценки образовательных достижений младших школьников) подвергается внутренней экспертизе. Большую пользу приноси представление проектов на образовательных выставках, выступление с опытом работы на семинарах и конференциях разного уровня.

7. Проектирование внеурочной образовательной деятельности.

В материалах методического сопровождения федерального государственного образовательного стандарта второго поколения внеурочная образовательная деятельность представлена следующими основными направлениями: спортивно-оздоровительное; художественно-эстетическое; научно-познавательное; военно-патриотическое; общественно-полезная деятельность; проектная деятельность. По каждому из данных направлений могут быть составлены программы внеурочной образовательной деятельности.

В ходе внеурочной образовательной деятельности могут быть осуществлены следующие виды деятельности учащихся: игровая; познавательная; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная; художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); техническое творчество; трудовая (производственная); спортивно-оздоровительная; туристско-краеведческая.

Отличительной особенностью программ внеурочной образовательной деятельности является их деятельностная направленность, они не должны дублировать уроки.

Воспитательным результатом внеурочной образовательной деятельности должно стать непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной образовательной деятельности. В зависимости от предполагаемого результата и выбранного направления формулируется цель программы внеурочной образовательной деятельности.

Можно выделить следующие уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности:

 

  • первый уровень достигается в процессе взаимодействия с педагогом: приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.);
  • второй уровень достигается в дружественной детской среде: получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества;
  • третий уровень достигается во взаимодействии с социальными субъектами: получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

 

Можно выделить следующие типы программ внеурочной образовательной деятельности: комплексные; тематические; ориентированные на достижение результатов определённого уровня; по конкретным видам внеурочной образовательной деятельности; возрастные; индивидуальные.

Комплексные программы внеурочной образовательной деятельности предполагают последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.

Тематические программы внеурочной образовательной деятельности направлены на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.).

Программы внеурочной образовательной деятельности, ориентированные на достижение результатов определённого уровня могут иметь возрастную привязку, например: для 1-2-го класса – программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 2-3-го класса – программа, формирующая позитивное отношение к базовым ценностям; для 4-го класса – программа, дающая ребенку опыт самостоятельного общественного действия.

Программы по конкретным видам внеурочной образовательной деятельности представлены в различного рода программах деятельности кружков, секций, факультати-вов и т.п. Тематика кружков может быть следующей: «Я – исследователь»; «Умники и умницы»; «Шахматы»; «Горные лыжи» и др. Факультативы в начальной школе могут быть посвящены следующим проблемам: «Природа и фантазия» (работа с берестой, соломкой, камнем, деревом и т.п.); «Моя малая родина»; «Лаборатория юных исследовате-лей»; «Школа мастеров» и т.п. Тематика социальных проектов представлена ниже: «На-корми пернатых»; «Благоустройство школьной комнаты и школьного двора»; «Умелые руки»; «Добрые дела» и др.

Возрастные программы внеурочной образовательной деятельности могут быть представлены по ступеням – программа внеурочной образовательной деятельности млад-ших школьников, программа внеурочной образовательной деятельности подростков, про-грамма внеурочной образовательной деятельности старшеклассников.

Индивидуальные программы внеурочной образовательной деятельности представляют собой программу развития способностей каждого учащегося (индивидуальную тра-екторию) и может быть представлена программой развития одарённости учащегося.

Структура программы внеурочной образовательной деятельности может быть представлена следующими разделами:

 

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание внеурочной образовательной деятельности.
  3. Тематическое планирование.
  4. Формы оценки образовательных результатов.

 

Пояснительная записка должна ответить на ряд вопросов. Прежде всего, существует ли потребность в программе такого типа? Что побуждает к разработке данной программы? Располагает ли разработчик достаточными ресурсами ли создания новой программы? Обладает ли необходимой квалификацией. Далее определяется тема, основные цели курса, его функция в рамках данного направления. Определяется, чем содержание внеурочной образовательной деятельности будет отличаться от учебной, описываются принципы отбора содержания и логика его развертывания в образовательном процессе, взаимосвязь с рабочими программами по учебным предметам. Особое внимание необходимо обратить на такой компонент пояснительной записки, как цель. В соответствии с целью формулируются задачи изучения курса, что необходимо для достижения цели. Задачи должны быть диагностичными, т.е. обеспечивать возможность проверки степени их достижения на любом этапе обучения. Для этого задачи формулируются в виде ожидаемых результатов обучения и излагаются в логической последовательности. Они должны быть определены в доступной для понимания учителем и учащимися форме. Рекомендуется отразить задачи всех участников образовательного процесса.

Таким образом, пояснительная записка может строиться по следующему алгоритму:

 

  • цели и задачи образовательной деятельности;
  • актуальность данной программы (значимость и ее необходимость);
  • обоснование отбора содержания и общей логики в установлении его последовательности;
  • общие характеристики внеурочной образовательной деятельности, методов, форм работы, средств;
  • разъяснение того нового, что вносится в данную программу по сравнению с существующими программами;
  • технические указания к тексту программы. Если программа адаптированная, то необходимо указать, на основе какой программы она разработана.

 

Содержательная часть программы может быть представлена в виде текста, в котором отражаются с наибольшей полнотой и конкретностью содержание и структура внеурочной образовательной деятельности.

При конструировании содержания следует учитывать, что текст программы должен наглядно и конкретно показывать, как во времени, от класса к классу, происходит реализация всех целей и задач, зафиксированных в пояснительной записке к программе. Своим построением, разделением на темы и разделы текст программы отражает иерархию и взаимосвязи различных групп целей внеурочной образовательной деятельности. Это значит, что не только знания, но и умения, и опыт творческой деятельности, и нормы воспитанности отношений должны быть зафиксированы в тексте программы.

При описании содержания программы необходимо учитывать ряд требований:

 

  • обязательное описание видов и способов деятельности, степени самостоятельной и творческой работы учащихся в процессе освоения программы. Все практические работы, которые должны будут выполнять школьники (экскурсии, проекты, микроисследования и т.п.), необходимо представить и описать в программе;
  • содержание деятельности может быть представлено единицей внеурочной деятельности (классный час, экскурсия, заседание клуба и т.п.);
  • содержание программы должно отражать опыт эмоционально-личностного отношения к миру, стимулировать интерес школьников к мировоззренческим, нравственно-этическим вопросам.

 

{mosregread}Важную роль в программе играет тематический план, который позволяет точно сбалансировать содержание внеурочной образовательной деятельности учащихся по четвертям в течение учебного года. Для его составления необходимо разделить предполагаемое содержание курса на модули или разделы, темы, выделить необходимое количество времени на каждый из них. Для каждой темы целесообразно указать, какие виды работ, средства обучения могут быть использованы.

Формы оценки результатов внеурочной образовательной деятельности должны быть представлены чёткими критериями, понятными учащимся. Во многом такие критерии определяют взаимоотношения учителя и ученика во время обучения, поэтому они должны соответствовать ряду требований:

 

  • необходимо указать, какие именно компоненты содержания подлежат оцениванию;
  • описать средства и методы оценивания, особенно для заданий творческого характера;
  • средства контроля должны быть разнообразными, позволяющими оценить знания и умения учащихся, проследить изменения в развитии и личностных качествах школьников;
  • средства контроля должны соответствовать целям и задачам внеурочной образовательной деятельности;
  • элементы обязательного содержания программы должны подлежать точному оцениванию;
  • аппарат контроля должен предусматривать не только итоговый контроль, но и предоставлять возможность отслеживания промежуточных результатов.

 

В данном разделе должны быть представлены формы оценки результатов внеурочной образовательной деятельности учащихся. Наиболее удобными формами представления образовательных результатов внеурочной деятельности являются следующие: портфолио ученика; самооценка; выставка достижений учащихся и др.

Одной из наиболее эффективных форм является портфолио – перспективная, но но-вая для нашей школы процедура, что порождает, как следствие, целый ряд затруднений и вопросов: кто именно (ученик, учитель, родители) должен вести портфолио? Как мотиви-ровать ученика на ведение портфолио? Сможет ли ученик, тем более первоклассник, са-мостоятельно справиться с этой задачей? Кем и на каком основании осуществляется отбор материалов для портфолио? И самое главное: каким образом, и на каком законном осно-вании материалы портфолио могут быть использованы для оценки образовательных дос-тижений ученика?

Сегодня не существует сколько-нибудь определенных ответов на эти вопросы, поскольку опыт использования портфолио еще очень небольшой. Очевидно, это поле для увлекательной опытно-экспериментальной работы, участниками которой могут стать все заинтересованные стороны образовательного процесса. Однако на некоторые вопросы можно попытаться ответить уже сейчас.

Представляется справедливым, если создание и ведение портфолио станет прежде всего задачей семьи ученика, учитель же будет оказывать семье консультативную под-держку в этом вопросе. Важно, что в этом случае родители получат реальную возмож-ность обсуждать вместе с учеником его успехи и неудачи, ставить совместные цели и ис-кать пути их достижения; увидят и смогут оценить реальные (а не выраженные в обезличенных баллах) успехи ребенка; научатся замечать, как растет их ученик, как постепенно меняется его деятельность. Чтобы привлечь семью и ребенка к этой работе, заинтересовать их, очевидно, не стоит предлагать готовых образцов, лучше вместе обсудить, каким должен быть портфолио первоклассника нашей школы, класса? Не нужно стремиться к законченному варианту структуры портфолио, с течением времени она может меняться, дополняться, обогащаться какими-то разделами по инициативе любой из сторон, сохраняя в то же время необходимый общий «костяк», перечень обязательных разделов.{/mosregread}

Сложность формирования портфолио и дальнейшей работы с его материалами нередко возникает из-за отсутствия четких представлений о том, каким требованиям должен отвечать материал, помещаемый в портфолио. Без выработки подобных критериев (требований) портфолио рискует превратиться в склад, своеобразное хранилище всех созданных ребенком работ и перестанет быть интересным и, что не менее важно, функциональным. Следовательно, необходимо снабдить каждый раздел портфолио перечнем требований к материалам (продуктам деятельности). Тогда портфолио может стать средством формиро-вания умений самооценки, самостоятельного предъявления требований к своей работе. Сравнивая по этим критериям свои работы, например, лучшие сочинения, выполненные в разные периоды обучения, ребенок может воочию наблюдать собственный рост, а обме-ниваясь портфолио с другими учениками, учиться корректно оценивать деятельность другого.

Кроме того, наличие таких критериев как раз и позволит использовать портфолио для оценки образовательных результатов. Кто должен разрабатывать эти критерии? Дума-ется, ответ очевиден - это еще одно поле для организации совместной деятельности в самом широком смысле. Сама же процедура использования материалов портфолио для оценки образовательных результатов учащихся при их аттестации, как и основные ситуации такого использования, должны регламентироваться специальным документом - Положением о портфолио ученика.

Литература

 

  1. Новикова Т.Г. Проблема школьной отметки. Портфолио ученика // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2009. – №3
  2. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Философия, структура, методика работы с портфолио учащихся в профильном обучении // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – №5.
  3. Сиденко А.С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание. // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №2.
  4. Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента?// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – №1.
 
Инновации и эксперимент в образовании