Инновации и эксперимент в образовании

Муниципальное образование 2018 PDF Печать E-mail

№ 2 2018

Половова В.С., Реут Д.В. Обоснование целесообразности применения педагогической фасилитации в процессе профессионального самоопределения учащихся.

Аннотация. Актуальность статьи связана с назревшей необходимостью разработки и внедрения новых педагогических подходов к профессиональному самоопределению учащихся. Авторы предлагают обратиться к возможностям педагогическойфасилитации и проанализировать потенциал данного подхода. Также авторы прогнозируют результаты развертывания процесса педагогическойфасилитации профессионального самоопределения. Эти результаты могут выражаться в готовности учащихся к периодической самостоятельной оценке своих личностных особенностей и своего профессионального потенциала; к столкновению с ситуациями профессиональной неопределенности и динамизму изменяющегося мира профессий; к дальнейшему «самонаправленному» обучению; к осуществлению самостоятельных действий, направленных на приобретение практических навыков и уточнение профессиональных намерений.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение учащихся, педагогическаяфасилитация, фасилитация профессионального самоопределения.

Абдуллина Л.Б. Головнева Е.В. Емельянова Т.В. Игровая деятельность как средство формирования коммуникативной культуры старших дошкольников.

Аннотация: в статье рассмотрены вопросы формирования коммуникативной культуры старших дошкольников в условиях детского образовательного учреждения. Выявлено значение и место сюжетно-ролевой игры в воспитательном процессе. Дана характеристика старшего дошкольника и определены особенности и характер формирования коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста. Определена социальная значимость формирования коммуникативной культуры старших дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры для будущего становления их как личности.

Ключевые слова: коммуникативная культура, ведущая деятельность, сюжетно-ролевая игра.

Апполонова А.А. Коррекционно-реабилитационная работа с несовершеннолетними в группах дневного пребывания.

Аннотация. В статье дан анализ коррекционно-реабилитационной работы по профилактике безнадзорности с несовершеннолетними в группах дневного пребывания учреждения социальной защиты населения. Основной задачей данной работы становится выявление на ранних стадиях семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, содействие укреплению семьи, комплексному решению социально-бытовых, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых проблем. Методы исследования: теоретический анализ научных источников, систематизация и обобщение полученных данных. Результаты работы: проанализированы возможности коррекционно-реабилитационной работы по профилактике безнадзорности с несовершеннолетними в группах дневного пребывания учреждения социальной защиты населения, ориентированной на социальное обслуживание, помощь и поддержку несовершеннолетних, которые находятся в сложной ситуации жизни.

Ключевые слова: социальная работа с несовершеннолетними, коррекционно-реабилитационная работа, группы дневного пребывания, социальная поддержка и защита, профилактика безнадзорности.

Трофимова Е.Д. Духовность как методологический ориентир в музыкальном образовании школьников.

Аннотация:Статья посвящена вопросу развития духовной культуры младших школьников в процессе восприятия музыкального искусства. В статье выделены специфические особенности духовного общения младших школьников на уроках музыки и обозначены методические позиции, которые помогают ребенку раскрыть свой духовный мир для обогащения его через восприятие произведений музыкального искусства.

Ключевые слова:духовность, духовное общение, младший школьник, музыкальное искусство, методы проблемного обучения.

Алекперова Л. Технология подачи информаций модульного типа, связанных с экономическим воспитанием учеников старших классов.

Аннотация.Статья посвящена содержанию и формам подачи информаций, связанных с экономическим воспитанием. В частности, рассматриваются информации модульного типа, приводятся комментарии. Автор статьи, говоря о технологии подачи информаций модульного типа, связанных с экономическим воспитанием учащихся, обосновывает свои суждения с методико-педагогической точки зрения. В качестве примера приводятся образцы информаций модульного типа, имеющие международный характер. При рассмотрении вопросов возникновения предпринимательской деятельности и малого бизнеса автор ссылается на опыт и политику Соединенных Штатов Америки в этой области.В статье указаны место, роль и значение  информаций модульного типа, связанных с формированием экономического воспитания учеников старших классов, в том числе учащихся X-XI классов.

Ключевые слова: модульное образование, деятельность в сфере бизнеса, малый бизнес, средний бизнес, экономическое воспитание, воспитание чувства предпринимательства, частная собственность, право собственности.

Иванов М.В. Интернет зависимость, как одна из проблем современного общества.

Аннотация: данная тема актуальна, так как техническая современная информация сегодня – это система созданных средств и орудий производства, а также умение и искусство осуществлять трудовой процесс с помощью компьютерных технологий, которые, в том числе, и интернет широко применяются во многих сферах общества: образовательной, медицинской, производственной и пр. В статье автором рассматривается место человека в информационно-техническом мире, которое зависит от разработки и внедрения новых современных технологий, обоснованных наукой, как двух сторон единого процесса социально-экономического развития общества. Установлено, что использование компьютера и компьютерных технологий в большой степени улучшает нашу жизнь и способствует комфортному общению с окружающим миром с помощью информационных сред и интернета, который сегодня имеет неограниченные возможности: как неиссякаемый источник информации, доступный способ приобретения навыков и знаний, незаменимый помощник в работе и бизнесе. В статье раскрыто понятие интернет-зависимости, как одной из серьезных проблем современного общества, сформулированы преимущества и недостатки компьютерных технологий, а также представлены результаты исследования интернет-зависимости с помощью тестирования по известной методике Кимберли Янг и модифицированного опросника.

Ключевые слова: информационно-технические средства, компьютерные технологии, персонально электронная вычислительная машина (ПЭВМ), интернет, уровни интернет-зависимости.

Сосновская Е.М. К вопросу о конкурентоспособности старшеклассников.

АННОТАЦИЯ

В статье сформулировано понятие конкурентоспособности личности.Показана связь конкурентоспособности личности как педагогической категории с конкурентоспособностью других объектов и субъектов как свойства, проявляющегося в процессе взаимодействия. Выявлены ключевые значимые особенности и свойства конкурентоспособности как качества личности. Акцентирован социальный характер конкурентоспособности как качества личности, проявляющегося в социуме.

Обоснована актуальность и определены основные направленияформирования конкурентоспособности личности педагогическими методами в старшем школьном возрасте на основе использования особенностей личности старшеклассников.

Методы исследований. В процессе исследований применен системный подход, позволяющий определить суть многофакторного понятия конкурентоспособность личности в педагогике на основе конкурентоспособности в других областях, а также конкретизировать понятие конкурентоспособность и способы ее достижения в аспекте воспитания и образования детей старшего школьного возраста.

Научная новизна. Обосновано ключевое значение подросткового возраста для формирования качеств конкурентоспособной личности. Определены особенности психики подростка-старшеклассника для акцентирования педагогических усилий в направлении формирования конкурентоспособности.

Практическая значимость. Правильный учёт особенностей личности старшеклассников позволит успешно формировать конкурентоспособность в рамках общей концепции образования в современных условиях. Обозначенные в статье вопросы могут получить развитие в разработке перспективных педагогических методов и программ по формированию успешных личностей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:конкуренция, личность,конкурентоспособность, конкурентный ресурс, педагогические методы, старшеклассники.

Абдрахимов В.З., Павлов А.Л., Аракелян И.Г., Калянов В.В., Петуганова Н.А. Влияние экологического образования на физическую культуру и спорт.

Аннотация.Приведенные в последние десятилетия экологические исследования во многих странах мира показали, что возрастающее разрушительное воздействие антропогенных факторов на окружающую среду привело ее на грань кризис.

Состояние экологического образования в России не соответствует требованиям настоящего времени. Необходимо отметить, что полученные знания о природе, обществе, человеке недостаточны для формирования у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения.

Знание общих закономерностей физиологических возможностей приспособления человека к различным климатогеографическим, условиям, к физическим нагрузкам в зависимости от экологических закономерностей, позволит обосновать принципы их взаимоотношений, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека.

Необходимость экологического образования для  специалистов по физической культуре важна тем, что его деятельность непосредственно связана со здоровьем человека, а состояние окружающей среды оказывает значительное влияние на процесс его формирования.

 

Ключевые слова: экология, экологическое образование, физическая культура, спорт, здоровье человека, физические упражнения.

Леванова Е.А., Кожевникова М.Н. Интеграция иностранных обучающихся в образовательную среду российского вуза.

Аннотация.

Рассматриваются взаимосвязанные закономерности, лежащие в основе национально ориентированного подхода при формировании организационно-педагогических условий обучения иностранных граждан. Предложенный подход позволит более эффективно интегрировать иностранных обучающихся в образовательную среду российского вуза.

Цель. Выявить противоречия между требованиями, предъявляемыми к выпускнику российского вуза (как личностными, так и профессионально-ориентированными) и социальным заказом, определяющим цели обучения иностранного гражданина,а также определить пути преодоления данных противоречий.

Методика и методы. Анализ существующих научных подходов, позволяющих учитывать специфику обучения граждан различных национальностей. Обобщение и классификация национально обусловленных характеристик иностранных учащихся.

Научная новизна. В результате анализа большого круга научных источников разделены понятия «национально ориентированный» и «этноориентированный». Выделены этнодифференцирующие (язык, культура, менталитет, национальное самосознание, система ценностей) и этнообразовательные (традиционные методы и средства обучения, когнитивный стиль, учебная мотивация, поведенческие привычки, уровень усвоенных компетенций и т.д.) характеристики иностранных обучающихся. Обоснованы принципы, лежащие в основе национально ориентированного подхода: принцип этнопедагогического детерминизма, предполагающего, что обучение и воспитание обязано всегда ориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые были бы понятны представителям данной национальной общности, соответствовали её исторически сложившимся традициям, привычкам и учитывали бы влияние на этот процесс национально-психологических особенностей, сложившихся под воздействием специфики социально-политического, экономического и культурного развития; принцип практической целесообразности, определяющего условия, при которых возможен и необходим учёт национальных особенностей; принцип адаптационной направленности обучения, позволяющийинтериоризировать профессионально-ориентированные знания в условиях межкультурной коммуникации. Спроектирована модель педагогической системы, создающаяусловия для интеграции иностранных граждан в образовательную среду российского вуза через коррекцию вариативных элементов.

Практическая значимость. Реализация перечисленных принципов позволит найти баланс между потребностями иностранных обучающихся и возможностями, которые предоставляет образовательная среда российского вуза.Речь идёт о том, как могут быть скорректированы организационно-педагогические условия обучения иностранцев с учётом национально обусловленных характеристик. Это позволит преодолеть организационные, содержательные, языковые, социокультурныеи иные трудности, которые варьируются у разных национальных контингентов. Как следствие повысится качество российского образования и его привлекательность за рубежом, что поможет достичь заявленных российским правительством целей по увеличению числа иностранных обучающихся в российских вузах.

Ключевые слова: иностранные учащиеся, интеграция в образовательную среду, национально ориентированный подход, принцип этнодетерминизма.

Врублевская Е.Г., Логинова Л.Г., Никитаева М.В. Организационная модель коворкинг-центра как новый формат институализации социального взаимодействия и взаимообучения студентов педагогической специализации и граждане в возрасте «60+».

Введение. Вопросы проектирования систем управления коворкинг-центром как новой организационной структуры в образовательной организации  представляют сегодня научный и практический интерес. На периферии исследовательского внимания пока остается научная разработка и практическая апробация новых организационных моделей  коворкинг центра и их вариаций для создания пространства социального взаимодействия, взаимообучения и совместной деятельности людей с разной занятостью и разного возраста.

Цель статьи. Представить и описать комплекс идей для разработки нестандартной организационной модели коворкинг центра .

Методология и методика исследования. Разработка организационной модели опирается на системный подход и положения теории менеджмента, идеи теории поколений и  концептуальные ориентиры непрерывного образования.

Результаты. В статье представлена организационная модель коворкинг центра в рамках деятельности Института непрерывного образования ВО ГАОУ «Московский городской педагогический университет».

Научная новизна заключается в разработке и описании организационной модели коворкинг центра для социального взаимодействия, взаимообучения и совместной деятельности  людей с разной занятостью и разного возраста как новации, основанной на научной обоснованности предлагаемых решений.

Практическая значимость состоит в применении разработанной модели в реальной практике действующей системы управления института непрерывного образования МГПУ. Представленная модель может стать ориентиром для проектирования коворкинг центров в конкретных образовательных организациях.

Ключевые слова: качество личной жизни, коворкинг, коворкинг центр, органическая модель организации, диалоговая форма управления, матричная структура, креативный менеджер, менеджер с проектными полномочиями, система гарантий функционирования

Гильфантинова Д.Р. Преодоление психологических трудностей и адаптация выпускников-психологов к профессиональной деятельности.

Аннотация. В статье рассматривается проблемы психолого-педагогической адаптации выпускников-психологов к профессиональной деятельности. В качестве средства такой адаптации используются теория и технологии контекстного образования. Выделены ключевые компоненты успешной адаптации молодых психологов – когнитивный, психологический, поведенческий. Приводятся количественные показатели формирующего эксперимента, подтверждающие эффективность предлагаемого подхода.

Цель. Целью данного исследования является разрешение проблемы адаптации выпускников-психологов в период перехода от учебной к профессиональной деятельности, а также снижение психологических трудностей в начале профессионального пути.

Методология и методика исследования.В качестве методологической основы повышения эффективности адаптации выпускников-психологов к профессиональной деятельности рассматривается теория и технология контекстного образования, так как именно ее принципы и содержание выступают наиболее адекватными задаче сокращения периода адаптации выпускника-психолога к работе по специальности, поскольку в таком подходе к образованию моделируется предметное, социальное и морально-нравственное содержание предстоящей студенту профессиональной деятельности.

Результаты. Результатом исследования является создание конкретной психолого-педагогической модели по адаптации выпускников-психологов к профессиональной деятельности,  а также снижение уровня психологических трудностей начинающих специалистов.

Научная новизна. Научная новизна заключается в разработке и внедрении полноценной психолого-педагогической модели адаптации начинающих психологов-консультантов  к профессиональной деятельности с позиции теории и технологий контекстного образования, которая экспериментально доказала эффективность применения поскольку в таком подходе моделируется предметное, социальное и морально-нравственное содержание предстоящей студенту профессиональной деятельности; разработаны и внедрены в практику рекомендации по использованию педагогических технологий  контекстного образования в процессе реализации психолого-педагогической модели адаптации выпускников-психологов.

Практическая значимость. Разработанный подход имеет большую практическую ценность, поскольку сокращение времени обучения по программе «бакалавр психолог»  на один год по сравнению со специалитетом требует повышенного внимания к качеству профессиональной подготовки бакалавров и даже магистров в области психологии. Результаты и выводы представленного исследования могут быть внедрены в учебный процесс с целью повышения качества подготовки психологов и сокращение периода  их адаптации к профессиональной деятельности.

Ключевые слова: адаптация выпускников-психологов к профессиональной деятельности; психолого-педагогическая теория контекстного образования,  эффективность технологии контекстного образования в решении проблем адаптации выпускников-психологов к профессиональной деятельности.

Шогина Г.И. Проблемы формирования ответственности в контекстной образовательной среде.

АННОТАЦИЯ

Введение. В статьерассматривается проблема формирования ответственности обучающегося, дается ее авторское определение.Описаны образовательная среда контекстного типа ипедагогические условия, обеспечивающая эффективное  формированиеответственности.

Цель. Цель исследования – выявление оптимальных условий и педагогических технологий контекстного образования, позволяющих формировать ответственность как ключевую компетенцию.

Методология и методика исследования. В качестве методологической основы формированияответственности рассматривается теория контекстного образования.

Результаты. Результатом исследования является определение благоприятных условий и педагогических технологий контекстного образования, позволяющих сформировать ответственность как ключевую компетенцию специалиста.

Научная новизна. Показана продуктивность опоры на теорию и теорию и технологии контекстного образования для формирования ответственности как ключевой компетенции специалиста.

Практическая значимость. Разработанный подход предлагается использовать в образовательных программах для формирования ответственности как ключевой компетенции специалиста

Ключевые слова: ответственность, теория контекстного образования, педагогические технологии контекстного образования,  контекстная образовательная среда.

Десятник И.А. Роль теории и технологий контекстного образования в формировании общекультурных компетенций специалиста в условиях компетентностного подхода к образованию.

Аннотация

Введение. В статье рассматриваются проблемы формированияобщекультурныхкомпетенцийспециалиста в условиях компетентностного подхода к образованию.Анализируются роль и значение теории и технологий контекстного образования в этом процессе. Отмечена важная роль отдельных положений теории контекстного образования для формирования общекультурных компетенций специалиста.

Цель. Целью данного исследования является показать роль и значение теории и технологий контекстного образования в процессеформированияобщекультурныхкомпетенцийспециалиста в условиях компетентностного подхода к образованию.

Методология и методика исследования. Теория и технологии контекстного образования рассматриваются как методологическая основа формирования общекультурных компетенций специалиста в условиях компетнтностного подхода к образованию.

Результаты. Результатом исследования является определение роли теории контекстного образования для формирования общекультурных компетенций специалиста.

Научная новизна. Показана роль теории и технологий контекстного образования в качестве психолого-педагогической платформы для формирования общекультурных компетенций специалиста.

Практическая значимость. Выделены элементы теории контекстного образования, играющие важную роль для формирования общекультурных компетенций специалиста в условиях компетентностного подхода к образованию.

Ключевые слова: теория контекстного образования, общекультурные компетенции специалиста, компетентностный подход.

№ 1 2018

Серякова С.Б., Леванова Е.Л., Пушкарева Т.В., Звонова Е.В., Баскакова Я.А., Серякова В.В. Социально-педагогическая компетентность специалиста социальной сферы – от концепции к оперантной модели

Аннотация.

В статье рассматривается социально-педагогическая компетентность как основа реализации осознания и развития специалиста себя, как субъекта собственной жизни и профессиональной деятельности. Данный аспект особенно важен с учетом условий профессиональной деятельности специалиста социальной сферы: ориентированная на человека системность и коллективный характер профессиональной деятельности, ценностно-смысловая направленность профессиональной деятельности.

В качестве методологической основы исследования выступила модель «интегральная индивидуальность» (В.С.Мерлин). Проведенный содержательный анализ показал, что выделенные компоненты социально-педагогической компетентности находятся не только в статистической взаимосвязи, но имеют также связанные интегральные характеристики.

Это позволило формализовать структуру социально-педагогической компетенции во взаимодействии и выстроить оперантную модель. Полученные результаты показывают, что базовыми, функционально-определяющими компонентами выступают уровень адаптивности, как фундаментальная характеристика возможности субъекта взаимодействовать с окружающей средой и личностный уровень, который определяет представление специалиста социальной сферы о своем личном и профессиональном будущем. Структурно-определяющим компонентом выделился уровень развития интеллекта, который определяет стратегию и тактику решения специалистом как глобальных задач личностного роста, так и тактических задач профессиональной деятельности.

Ключевые слова: социально-педагогическая компетентность, концептуальная модель, оперантная модель.

 

Серых А.Б., Капалыгина И.И. Проектирование процесса здоровьесбережения школьников в информационно-образовательном пространстве

Аннотация. Статья посвящена проектированию процесса здоровьесбережения школьников в условиях информационно-образовательного пространства. Проектирование включено в контекст управленческой деятельности, практикоориентированной науки и рассматривается в качестве культурной формы инноваций в образовании. В статье раскрываются условия, создание которых стимулирует эффективность процесса здоровьесбережения школьников, описаны технологии и методы, применение которых способствует формированию компетентности учащихся. Продемонстрированы возможности учебной и внеучебной деятельности в образовании, что позволяет осуществлять данный процесс целенаправленно и педагогически действенно. В данной статье доказывается, что учебно-педагогическая деятельность, осуществляемая с использованием активных методов обучения по схеме субъектно-субъектного взаимодействия, имеет результативные преимущества перед индивидуальной деятельностью.

Ключевые слова: здоровьесбережение школьников, педагогические условия, информационно-образовательное пространство, технологии, активные методы обучения, педагогическая деятельность, компетентность здоровьесбережения.

Лурье Л.Л. Обеспечение безопасности участников образовательного процесса требует уникальной, педагогически выверенной системы воспитания

Аннотация. Рассмотренные проблемы обеспечения безопасности участников образовательного процесса требуют уникальной, педагогически выверенной системы воспитания. В условиях активизации террористической деятельности экстремистских групп сложилась прямая угроза жизнедеятельности образовательных учреждений, требующая пересмотра и создания новых принципов воспитательной работы, принятия особых подходов к организации воспитательного процесса. Указаны некоторые педагогические задачи, которые необходимо решать в процессе формирования воспитательной системы, позволяющей способствовать обеспечению безопасности участников образовательного процесса.Каждая из них не имеет исчерпывающего решения, но призвана способствовать пониманию новых реалий в образовательной деятельности, индивидуализированной к учащимся и дифференцированной по формам и методам организации учебного процесса, специфичного для каждой конкретной школы.

Ключевые слова:безопасность образовательных учреждений, насилие, система воспитания, культурологическая направленность образовательного процесса, гуманистическая педагогика.

Сиденко Е.А. К вопросу о процессе фасилитации в системе дополнительного профессионального педагогического образования

Аннотация. Статья посвящена процессу фасилитации и фигуре фасилитатора в системе повышения квалификации работников образования. Рассматриваются структура деятельности фасилитатора, его функции и роль фасилитации в контексте внедрения федерального государственного образовательного стандарта.

Ключевые слова: фасилитатор, профессиональная деятельность, повышение квалификации, личностный смысл, мотивация.

Цомаева М.Р., Мирзоева Е.В. Мотивация как функция управления спортивной организацией

Аннотация:В статье описывается значение мотивации как функции управления спортивной организацией. Рассмотрены современные теории мотивации персонала (спортсменов) в спортивной организации. Выявлена зависимость результатов работы спортивных менеджеров посредством мотивации на достижение целей спортивной организации.

Ключевые слова: мотивация, спортивная организация, спортивный менеджер, спортсмен, потребности.

Добромыслова Т.П. Чтение иноязычных научно-популярных текстов как поисково-просмотровое смысловое чтение в контексте профориентации обучающихся

Аннотация:

В данной статье чтение сплошных иноязычных научно-популярных текстов рассматривается как поисково-просмотровое смысловое чтение. Автор рассматривает уровни читательской грамотности, описывает их содержание, в соотнесении с компонентами готовности, формирование и овладение которыми позволит обучающимся достичь наивысшего уровня читательской грамотности в ходе осуществления чтения иноязычных научно-популярных текстов и будет способствовать становлению обучающихся в личностно-социальном плане.

Ключевые слова: научно-популярный текст, поисковое-просмотровое чтение, смысловое чтение, компетентностный подход, готовность, уровни читательской грамотности

Т.М. Дмитриева Управление образовательным учреждениемв условиях становления конкуренто-способности

Аннотация

Введение. В статье рассматривается проблема выбора стратегий управления организацией дополнительного образования в условиях конкурентной образовательной среды, дается обзор научной литературы, посвященной теории управления, раскрывается суть различных управленческих функций в условиях становления и развития конкурентоспособности образовательной организации.

Цель. Целью данного исследования является выявление оптимальных путей выбора стратегий управления, способствующих росту конкурентоспособности образовательной организации.

Методология и методика исследования.Методологической  основой послужили труды ведущих отечественных и зарубежных авторов в области теории управления образовательной организацией, а также работы зарубежных ученых в области маркетинга и рекламной деятельности.

Результаты. Результатом данной статьи является проведенный аналитический обзор степени разработанности проблемы.

Научная новизна. Проведенный анализ позволил поставить проблемуиндивидуального исследования: как осуществить выбормодели управленческого сопровождения конкурентоспособности организации дополнительного образования детей в современных условиях.

Ключевыеслова: конкурентоспособность, стратегический менеджмент в организации дополнительного образования, управленческие функции, выбор системы управления

Харисова Л.А. Шукаева Т.М. Структурно-функциональная модель осуществления преемственности в общеобразовательных  комплексах

Аннотация.  Реструктуризация образовательных организаций и создание общеобразовательных комплексов  направлена на повышение качества общего образования. Однако, интеграция образовательных организаций в комплекс актуализирует  проблему преемственности, как между уровнями общего образования, так и  горизонтальную  сопряженность  образовательной системы. Чтобы повысить уровень преемственности, прежде всего, следует разработать механизмы  осуществления преемственности.  Таким механизмом является структурно-функциональная модель, которая включает как содержательные блоки сопряжения  целей, образовательных технологий, предметного содержания, управленческих функций, так и функций развития образовательной системы: аналитическая, проектная, внедренческая, диагностическая.  Разработанная модель  основывается на методологии развития образовательных систем академика РАО В.С. Лазарева  и теории организационного развития. На основе  данной методологии   общеобразовательный комплекс   рассматривается как  инновационная образовательная организация, осуществляющая разработку, распространение и внедрение новшеств.

Ключевые слова: общеобразовательный комплекс, развитие, преемственность, структурно-функциональная модель,  инновационная деятельность, образовательный процесс, сопряжение, образовательная система, структурные подразделения, функции.

 

Тараканова В.В., Романенко А.И., Соловьева Н.Г. Динамика ценностных ориентаций в студенческом возрасте

Аннотация.

Рассмотрены ценностные ориентации, формирующие установку субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида в своей повседневной деятельности. Ценностные ориентации выполняют интегративную роль в обществе, образуя самый устойчивый остов общественной системы. Студенчество представляет собой не только передовой отряд молодежи, но и   высококультурную частью общества, выступающее как инновационный резерв и потенциальная элита общества в целом, которая аккумулирует в своих идеях потенцию будущих политических, культурных и экономических преобразований в обществе.

Цель. Психологические особенности ценностных ориентаций у молодых людей студенческого возраста.

Методика и методы. Использованы культурологические и философские подходы в понимании отношений между субъектами образовательного процесса и эмпирические методы: наблюдение, опрос, тестирование.

Научная новизна. Отмечены, что ценностные ориентации в студенческом возрасте проявляются в: высоком уровне персональных ценностей; общечеловеческих ценностей; целеполагании. Ценности - это общепринятые представления людей относительно целей и путей их достижения, которые предписывают им определенные социально-принятые способы поведения. Они составляют основу нравственных принципов. Молодежь и ее ценностные ориентиры являются большой, сложной и актуальной проблемой. Молодому человеку нужно определить границы своих реальных возможностей, узнать, на что он способен, утвердиться в обществе.

Ценности молодежи - общие представления, разделяемые общей частью молодежи, относительно того, что является желательным, правильным и полезным.

Практическая значимость. Студенты исследуемых вузов среди терминальных ценностей на первое место ставят ценность материально обеспеченной жизни. На последнее место ставят ценности природы и искусства и ценность счастья других.

Среди инструментальных ценностей значимым является ценность независимости. Наименее важным среди инструментальных ценностей выделяют ценность терпимости к взглядам и мнениям других. Среди терминальных ценностей студенты на первое место ставят материально обеспеченную жизнь, на последнее – красоту природы и искусства и счастье других.

В нашей работе проанализировали проблемы ценностных ориентаций, рассмотрели характеристику ценностных ориентаций молодежи, а также организовали и провели исследование ценностных ориентаций молодежи. В результате исследования выяснили, что практически нет существенных значительных различий ценностных ориентаций студентов исследуемых вузов.

Все результаты, полученные в ходе нашего исследования, являются, естественно, отражением частных проблем двух исследуемых вузов и не могут быть перенесены на всю категорию студентов, но нам кажется, что мы обнаружили некоторые общие закономерности динамики ценностных ориентаций современного студента.

Ключевые слова: ценности, динамика ценностных ориентаций, целеполагание, комфортность, студенчество, традиции, кризис, практико-специализированные интеграции.

Додуева С.Ж. Основы планирования будущего общеобразовательного комплекса при преемственности непрерывного образования

Аннотация. В статье предложена разработка алгоритма эффективного планирования действий по повышению преемственности связей между ступенями образовательного комплекса, обеспечивающий переход от существующей к желаемой, модернизированной системе образовательного комплекса в рамках преемственности и непрерывности образования.

Ключевые слова.Алгоритм планирования и реализация изменений в системе преемственности и непрерывности образования в образовательном комплексе, контроль и оценка изменений.

Быков ВМ., Быкова А.В. Анализ целеполагания как показатель субъектной направленности  образовательного процесса.

Аннотация. Целеполагание рассматривается авторами как одна из важнейших составляющих образовательного процесса. Приводится описание учебных инструментов целеполагания в образовательном процессе субъектов образовательной деятельности. Проанализированы результаты анкетирования выборочной группы студентов четырех российских педагогических вузов. Осуществлено ранжирование набора целей студентов университета. Проведено сравнение результатов анализа набора целей студентов первого курса и выборки в целом. Для создания эталонного рейтинга целей авторами проведен анализ вопросов более 130 учителей школ с опытом работы не менее двух лет. После анализа проведенного исследования были выявлены основные показатели субъективно-ориентированного образовательного процесса.

Ключевые слова: целеполагание, образовательный процесс, субъектность, личностные качества.

Царапкина Ю.М., Петрова М.М. Рефлексивные технологии в информационно-коммуникативной среде как фактор саморазвития

Аннотация.В статье рассматривается возможности информационно- коммуникативной среды в применении рефлексивных технологий,определяется их роль при обучении студентов.Рефлексивные технологии являются важным фактором саморазвития.Рассматриваются рефлексивные технологии в информационнно- коммуникативной среде, которая позволяет  находить необходимую информацию, обрабатывать ее и в кратчайшие сроки получать результат. Опытно-экспериментальное исследование со студентами проводилось в вузе, где было доказано положительное влияние рефлексивных технологий в информационо-коммуникативной среде на саморазвитие студентов и преподавателей.

Ключевые слова: рефлексия; рефлексивные технологии;информацтонные технологии; обратная связь; эксперимент; учебная деятельность; профессиональная деятельность.

Краева И.С., Синякова М.Г. Молодые специалисты – кадровый резерв современной школы

Аннотация. В данной статье дано обоснование и механизм использования кадровой стратегии формирования перспективного резерва в процессе адаптации профессиональной молодых педагогов.

Ключевые слова:Профессиональная адаптация молодых педагогов, условия успешной профессиональной адаптации, кадровый резерв.

 
Инновации и эксперимент в образовании